SpaceX и ULA делают шаги по получению сертификации от НАСА на запуск важных научных миссий
Почти после трех лет ожидания и шести успешных грузовых полетов на Международную космическую станцию – ракета Falcon 9 от SpaceX должна наконец, получить сертификат от НАСА, разрешающий выводить на орбиту научные спутники.
Компания SpaceX работала в направлении сертификации НАСА, так как она заключала контракт на $82 миллиона в 2012, чтобы запустить французско-американский спутник изучения океана Jason-3 от НАСА на борту Falcon 9. Ракета стала ближе к получению формального знака одобрения, но “еще не достигла сертификации НАСА”, – сказал Джим Норман, директор департамента пусковых услуг в штаб-квартире НАСА.
Сертификация ракеты состоит из трех этапов, названных категориями, которые определяют, какую полезную нагрузку НАСА может выводить на орбиту ракета. Самой низкой является Категория 1; самой высокой является Категория 3, для которой нужно четырнадцать успешных запусков. Чем выше оценка ракеты, тем более ценную полезную нагрузку от НАСА может выводить ракета.
“Больше десятилетия НАСА ставит работу двигательной установки, как самый большой коэффициент при объявлении уникальной конфигурации, которая требует сертификации”, – сказал Норман. «Falcon 9 пропустила Категорию 1 и имеет Категорию 2 благодаря комбинации успешных запусков коммерческих спутников и полетов к МКС. Говоря юридически, компания SpaceX сертифицирована согласно Категории 2 для грузовых поставок, но не ракетных пусков с научной полезной нагрузкой».
Запуск SpaceX Обсерватории Климата Дальнего космоса 11 февраля не нуждался в сертификации, потому что за запуск, стоимостью $97 миллионов, заплатили Военно-воздушные силы. Falcon 9 имеет сертификацию для военных запусков высокой ценности. Спутник примерно $200 миллионов, первоначально построенный НАСА для наблюдений Земли, пролежал в ангаре больше десятилетия, прежде чем Национальное управление океанических и атмосферных исследований реконструировало его в спутник по исследованию космической погоды.
Сертификация по категории 2 требует, по крайней мере, от одной успешной миссии до шести. Текущая конфигурация Falcon 9, которая была введена в эксплуатацию в сентябре 2013, обеспечила пять запусков с двигателем Мерлин 1C. SpaceX пока не получил от НАСА официального подтверждения успешности этих запусков и ждет, когда сертификация будет завершена.
Ничего подобного еще пока не произошло, но Норман сказал, что подтверждение должно произойти перед концом мая или в начале июня, когда намечается запуск спутника Jason-3. Представитель SpaceX ДЖОН ТЕЙЛОР отказался комментировать усилия по сертификации.
Когда SpaceX получил контракт на запуск Jason-3, а это произошло почти три года назад, НАСА предполагало его запуск в декабре 2014. Согласно Норману, частная компания только частично виновата в том, что перенесла запуск из-за проблем с сертификацией. Еще один перевозчик для НАСА Orbital ATK неудачно запустил свой РН Antares 28 октября, что сорвало график обеспечения грузами МКС. Несчастный случай с Antares, вынудил SpaceX запустить одну из своих ракет намного раньше, чем планировалось, что заставило компанию отложить свои другие пуски.
Тем временем, главный американский конкурент SpaceX — United Launch Alliance из Денвера, имеет собственный маршрут сертификации НАСА.
Помимо запусков от американских военных, которые ULA осуществляет с момента своего создания в 2006, компания имеет возможность осуществлять запуски флагманских научных проектов НАСА, например, запуск вездехода Curiosity общей стоимостью $2,5 миллиарда, который приземлился на Марсе в 2012. Такая важная полезная нагрузка НАСА доверяется только ракетам, сертифицированным по Категории 3, которую, в настоящее время, имеет только флагман ULA – Atlas 5 и ракета Delta 2. Через несколько лет Atlas 5 должен будет снова пройти сертификацию, из-за планов ULA изменить главную двигательную установку ракеты.
“Более десятилетия НАСА очень скрупулезно относится к изменениям в двигательной установке и ставит обязательным процесс прохождения сертификаций после такие преобразований”, – сказал Норман.
SpaceX также пришлось иметь дело с этим правилом в 2013, когда компания заменила двигатель Мерлин 1C, который применялся на первых пяти пусках Falcon 9, на Мерлин 1D, который использовался после них. Переустановка означает, что те полеты, которые Falcon 9 сделала на других двигателях, не принимаются во внимание при сертификации.
ULA, в отличие от SpaceX, не меняла двигатели по собственной инициативе.
В декабре 2014, в рамках закона о разрешении министерства обороны, Конгресс запретил использование двигателей RD-180 российского производства для военных запусков после 2019. Запрет на RD-180, который обеспечивает запуски Atlas 5 с 2002, в соответствии с контрактом НПО «Энергомаш» Химки, Россия, вынуждает ULA, перед вступлением закона в действие, искать ему замену. В сентябре 2014, ULA объявила, что выбрала, работающий на водороде, двигатель BE-5, производства Blue Origin.
ULA также заявила, что представит обновленную версию Atlas 5 в апреле 2015. Как только будет урегулирован дизайн, новый Atlas 5 может востребовать свою Категорию 3 сразу же после трех успешных полетов.
Тем временем, по крайней мере, еще четыре года НАСА может опереться на сверхнадежный RD-180, чтобы запускать свои ведущие научные миссии.
март 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94