Delta-IV уходит на пенсию

Использование космического ракетоносителя Delta-IV будет прекращено в пользу Atlas-V, который использует российскую двигательную установку RD-180 для запусков американской полезной нагрузки, связанной с оборонными потребностями. Об этом сообщил президент и генеральный директор United Launch Alliance (ULA) Тори Бруно.

«Delta-IV полностью избыточен к Atlas-V с точки зрения его эффективности», – так сказал Бруно во время слушаний в американском Комитете по делам вооруженных сил. «В этой новой обстановке, когда политика запусков посредством существования двух вариантов окончательно изменилась, запуски ракеты среднего класса Delta-IV будут прекращены», – добавил Бруно.

ULA – совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, предоставляющее американскому оборонному ведомству услуги запуска, использует российскую двигательную установку RD-180 для обеспечения ракетоносителя Atlas — V необходимой мощностью, которая позволяет осуществлять вывод военных спутников на геостационарную орбиту.

Бруно объяснил, что, отправка транспортного средства Delta-IV «на пенсию» позволит ULA сократить стоимость каждого запуска. В настоящее время, это $400 миллионов за вывод специальных военных спутников на геостационарную орбиту.

ULA вложит средства в Atlas-IV и разработку новой ракеты, которая не будет иметь российский двигатель RD-180.

Закон о Национальной обороне от 2015 года (NDAA) запрещает Министерству обороны США подписывать новые или продлевать старые контракты на изготовление ракетоносителей, которые используют двигатели российского производства. Под действие NDAA не попадает текущий контракт ULA, согласно которому поставка двигателей RD-180 будет осуществляться до 2019.

Бруно отметил, что ULA обслуживал и Delta-IV и Atlas — V, чтобы соответствовать американским правительственным требованиям по наличию двух систем запуска одновременно. Такой подход позволял гарантировать запуск полезной нагрузки в космос в случае отказа одной из них.

Для удовлетворения новых правительственных требований по замене RD-180, ULA активно сотрудничает с двумя американскими космическими компаниями Blue Origin и Aerojet Rocketdyne. В ближайшее время, ULA выберет, какую двигательную установку она будет использовать на своих ракетах, когда каждая модель будет готова.

В настоящее время, НАСА проводит программу лицензирования другой американской компании SpaceX, чтобы иметь альтернативного поставщика услуг по запускам полезной нагрузки, предназначенной для Министерства обороны США. SpaceX неоднократно заявляла, что уже сейчас может конкурировать с ULA, имея в своем наличии более дешевую ракету.

март 2015. Евгений Агеев для Новости 94