Тест EXPLORER на KTM 530 и Yamaha YZ250 (2T)
Я ничего не вижу!
Мое не самое лучшее зрение только усугубляются ярким солнцем и слепящим снегом, который, не дает возможности снять очки. Несмотря на это, страх перед падением не пугает, чтобы отговорить меня и мое правое запястье, так что удар по кикстартеру, сцепление, вторая и даю большой глоток премиального октана в 530 кубовый горшок. Задняя часть КТМ роет с огромной тягой, а передняя лыжа взмывает ввысь, и вот я уже лечу над белой безмолвной пустыней как ястреб.
Правда! Наш KTM 530 XCF мчался по снегу без колес! Многие из Вас, войны и энтузиасты зимы, возможно, слышали про Snow Hawk. Эта машина была создана в недрах AD Boivin, по сути Snow Hawk — снегоход с одной лыжей, а не традиционно с двумя. Для остальных просто скажу, в то время как эта альтернатива (снегоходы с двумя лыжами) является популярной среди любителей, Snow Hawk не общепринятые снегоходы и не нашли широкого применения, только опытные пилоты и спортсмены используют Snow Hawk.
Канадская компания сделала еще один шаг с мотолыжной концепцией, и применила ее к совершенно другой группе энтузиастов — МОТОЦИКЛИСТЫ! EXPLORER Smart All Terrain System превращает Ваш стандартный мотокросс в снежную собаку. Наши друзья с Тверского МотоЗавода являются дистрибьюторами AD Boivin в России, Дмитрий Кузнецов дал нам покататься мощный КТМ 530 оборудованный EXPLORER Smart All Terrain System.
В отличие от других предложений на растущем рынке снежных мотоциклов, система отAD Boivin отделяет себя, будучи универсальной и не требует значительных изменений или переделок. Это также просто, как удаление колес или регулярная смена резины. Задняя звездочка остается подключенной к заднему колесу и должны быть спрятаны в гараже, но диск тормоза монтируется с приводным колесом гусеницы, которое находится в верхней части гусеницы. Цепь проходит через редуктор, изменяя движение приводного колеса в обратную сторону, тем самым толкает гусеницу вперед в правильном направлении. 1,5-дюймовые металлизированные грунтозацепы, выступают в двух ролях – для тяги в глубоком снегу, а также выступают в качестве прямого интерфейса с ведущим колесом. Такой способ привода более универсален и исключает цепные отверстия в гусенице.
Под широким — 11,5-дюймовым треком, один ряд опорных колес установленных по центру гусеничной дорожки. Колесная тележка заменяет традиционные склизы, и дает ряд преимуществ EXPLORER. Во-первых, дорожка имеет возможность наклона из стороны в сторону, это означает, что нет никакой необходимости в закругленных краях, и отсутствует дополнительное сопротивление наклону. Широкая колея будет выдавать наибольшую тягу при минимизации сопротивления качению. В конечном счете, целью является, чтобы обеспечить как можно большее пятно контакта (575 кв. дюймов) в поворотах при наклоне мотоцикла, сохраняя при этом быстрое и отзывчивое управление. Отсутствие склизов также позволяет уменьшить нагрев резиновой гусеницы и не требуют постоянного охлаждения. Это означает, что EXPLORER может ехать летом. Естественно, первое, что приходит на ум, это поездка в песчаные дюны, где непрерывный поток лопастей (грунтозацепов) переработает намного больше песка, чем доступные стандартные шины для мотоцикла. Замена гусеницы стоить $ 1000, закрытые подшипники опорных катков должны помочь свести к минимуму ущерб от песка. Мы не на побережье, чтобы проверить, посмотрите видео, пусть Ваши глаза принесут Вам большую пользу.
Колеса мы сняли, они не нужны, зимой есть Explorermoto, единственный компонент, который придется удалить — передний тормоз! Кроме залезания на совершенно странные машины, первое, что я заметил после подъема на высоту сиденья, было тревожное отсутствие рычага переднего тормоза. Я обычный парень, любитель мотокросса, это были довольно странные ощущения, но как только начал ездить никогда не замечал отсутствие переднего тормоза, я имел много других интересных вещей, чтобы держать мои мозги занятыми.
Мы начали нашу поездку на гусенице в среднем положение, стандартная настройка для езды по различным поверхностям. Перемещение вперед обеспечивает лучшую производительность в глубоком снегу, использование заднего положения гусеничной тележки предпочтительнее для прыжков и твердого грунта летом. Весь процесс перестановки прост, ослабьте три гайки на каждой стороне алюминиевой рамы и вращайте колесо привода гусеницы по мере необходимости. Регулировки можно и нужно производить по мере изменения условий ландшафта и Вашего мастерства. Убедитесь, что Вы обеспечили равные регулировки с обеих сторон. Кроме того, регулировку наклона гусеницы, можно производить на переменных коромыслах, монтируемых на специальные кронштейны подножки. Цепь натягивается при необходимости тем же способом, что и с колесом.
Передняя лыжа также регулируется. Устройство как на Snow Hawk, которое спасает его от изменения траектории при поворотах в глубоком снегу и помогает стабильности на прямых участках. Перемещая вилку адаптера вверх или вниз, передняя часть имеет дифферент до четырех дюймов. Чем глубже снег, тем выше руль, больше угол атаки гусеницы. Кроме того, лыжная ось может накланяться на шесть градусов от вертикальной оси в каждую сторону, а может и не наклонятся, все зависит от Вас и условия ландшафта. Обеспечивает переменную нагрузку для наклона в любом направлении при сохранении опоры лыжи «плашмя» — дополнительная стабильность или наоборот, лыжа наклоняется вместе с мотоциклом, создавая упор в снегу подобный кромке виража спортивной трассы.
Когда люди спрашивают меня, что Explorer, как? Первые два слова из моих уст — это весело и странно. Существует, безусловно, процесс обучения езде на кроссовом мотоцикле без колес. Я не эксперт снега, но я быстро начал углубленное изучение материала. Падать в снегу, гораздо лучше, чем в грязь, это точно. Мотоцикл получает удивительную тягу. Наши лучшие результаты обучения были получены во время езды на высокой передаче через 4 или 5 часов тренировок.
Это может быть не просто с первого раза, поездка потребует серьезной мото и физической подготовки.
AD Boivin утверждает, что система может быть использована на любом мотоцикле 250см3 или больше, мы засомневались, что было бы целесообразным ставить этот комплект на что-либо меньшее, чем 450.
Однако Дмитрий Кузнецов с Тверского МотоЗавода опроверг наше предположение, показав YZ250 своего друга — большого любителя Explorermoto и мотокросса — Мити Огольцова, который живет в Тверской области.
Мы были удивлены, с какой легкостью Митя запрыгнул на мотоцикл с Explorer и умчался в поля еще веселее мощного KTM 530, а после вернулся обратно уже не один!!! Между пилотом и рулем сидел паренек (попросившийся прокатиться), такого мы конечно не ждали с мотором 250 см3 — сразу виден хороший опыт.
Мотоцикл разгоняется с места на второй скорости без пробуксовки. Единственный раз, когда мы закопались, всадник сделал ошибку, и упал в яму. В остальных случаях он никогда не застрял. Дмитрий утверждает, что глубокий снег (более 1 метра) вызовет больше проблем у новичков, опытные пилоты могут не боятся – «Главное не останавливаться». И пока Дмитрий рассказывал нам эту особенность, пилот KTM 530 произвел на свет отличный прыжок и тут же упал — «Это произошло из-за закрытого газа, гусеница тяжелей колес, поэтому выполняет функцию тормоза, если газ закрыт» пояснил Дмитрий. В это время Митя на YZ250 трижды повторил прыжок KTM 530, не упав ни разу, но не бойтесь, прыгал он уже один, и мальчик остался цел.
Управляемость на мотоцикле пришла быстро по сравнению с нашими ожиданиями. Система является достаточно легкой, добавляет мотоциклу 20-35 кг не подрессоренной нагрузки, но все же не мешает наклонять мотоцикл из стороны в сторону с легкостью. Мы были разочарованы больше в себе, глядя как легко, опытный Митя управляется со своим мотоциклом. Широкая передняя лыжа никогда не подводил нас, но мы не в состоянии отдать достаточно веры ей, чтобы действительно получить гонки на мотоциклах в снегу. Дмитрий ездил на таких мотоциклах значительно больше нас, его знакомство показало: становится лучше, чем больше вы ездите на нем. Слова Дмитрия подтвердил Митя, он на мотоциклах с детства (сейчас ему 37), а Explorer у него второй год: «Я поначалу тоже падал раза три от неумения, позже приноровился, могу даже остановится в глубоком снегу и немного постоять» похвастался нам Митя! А нет, не похвастался — взял и сделал, для нас.
Одна из самых больших проблем, которую я пытался выяснить, сидя или стоя ехать. Сидя имеешь преимущество в поворотах, но при наезде на скрытые препятствия лучше стоять. Постоянно открытый газ для движения гусеницы нельзя закрывать резко, особенно когда стоишь, двойной тулуп через руль обеспечен. На большой скорости — более 80-90 км/ч. лыжа приподнимается над снегом за счет высокого усилия на заднем колесе, стремящегося поставить мотоцикл в «свечу» перекладывая всю нагрузку на широкую гусеницу, и выводит мотоцикл в положение глиссирования, получается как на катере или водном мотоцикле. Слежавшейся снег и частые наледи позволяют разгоняться на прямых участках до обычной скорости мотоцикла и прыгать везде, где есть небольшое уплотнение снега (например, тропинка или поваленное дерево засыпанное снегом). При приземлении, как и при резком старте с места EXPLORER имеет тенденцию блуждать гусеницей в легких заносах – это придает азарта и адреналина, а у зрителей вызывает огромный восторг от снежного душа сравнимого только с веселой игрой в снежки.
Оказалось, сойти с укатанной трассы в деревья очень просто. Высочайшая – мотокроссовая степень маневренности по сравнению со снегоходом поражает и впечатляет, главное не зевай, теперь понятно для чего она была разработана – для снега. Заехав по глубокому снегу на высокий склон, вновь убедились в отличной проходимости комплекта EXPLORER. Передняя вилка поглощает боковые удары и наезды на пеньки, поваленные деревья и прочий мусор, которые не видно под снегом. При длинных прыжках мы иногда ощущали удары снизу от приземления, это легко устранил Митя, добавив нашему заднему амортизатору дополнительной жесткости.
Владение снежным мотоциклом имеет и другие преимущества, помимо отличных тренировок спортсменов и любителей, развлекательных покатушек и вновь обретенного чувства свободы.
Во-первых, при цене на уровне 110000 рублей, это намного дешевле, чем целый снегоход.
Во-вторых, хранение и перевозка снегохода, не считая налогов и прав, на этот самый снегоход требуют больших расходов – техническое обслуживание, гараж, прицеп и т.д. Мы все не очень любим мыть наши мотоциклы после катания, но с комплектом EXPLORER этого делать и не придется, поставьте мотоцикл с комплектом просто просохнуть в гараже и порадуйтесь через 60-90 минут «какой он чистый».
В зависимости от того, как вы умеете ездить на мотоцикле, EXPLORER может быть для Вас.
В конечном счете, это может быть лучший способ провести зимние месяцы, особенно, если несколько ваших приятелей также оснастят свои мотоциклы EXPLORER.
Евгений Агеев
Тверская область 2010
Благодарим Тверской МотоЗавод за организацию теста