Температура -270 °C … -280 °C, возможен Буран и мощная Энергия
Более четверть века назад – 16 ноября 1988 года на стартовом комплексе космодрома «Байконур» замерла невиданная по тем временам конструкция. Это была не просто ракета по типу «Союза» или «Протона», она не напоминала сверхмощную лунную Н1, это была принципиально новая система запуска, в которой главная роль была отведена новому транспортному космическому средству – космоплану «Буран».
Тогда эта система имела полное название – транспортная космическая система «Энергия» с многоразовым кораблем «Буран» и была готова к тому, чтобы на глазах у всего человечества войти в историю космонавтики. Отечественная космонавтика, да и вся промышленность Советского Союза 12 лет шли к этому запуску. Лучшие умы трудились над созданием комплекса, который принципиально отличался от американского комплекса Space Shuttle.
У американцев это был действительно цельный комплекс, элементы которого не могли эксплуатироваться отдельно. Он состоял из основного топливного бака, по бокам которого располагались боковые ускорители. При запуске задействовались основные двигатели многоразового челнока, поэтому система не могла выводить иную полезную нагрузку, кроме космического корабля. После его запуска боковые ускорители на парашютах опускались в море, а основной топливный бак терялся после отделения от челнока.
В нашей системе предусматривалась иная конфигурация запуска. Мощный ракетоноситель «Энергия» , который способен на старте развивать тягу в 170 миллионов лошадиных сил и вывести на орбиту любую полезную нагрузку весом до 105 тонн, был одним отдельным элементом системы, а «Буран» другим отдельным элементом.
Благодаря такой конфигурации, «Энергия» могла выводить либо любые грузы на орбиту либо «Буран». Если бы МКС ( Международная космическая станция ) строили с помощью «Энергии», то она бы тогда состояла из стотонных модулей и блоков. В таком случае, это была бы не станция, а настоящий город на орбите.
Подготовка к старту проходила в условиях абсолютной секретности. Сам пуск, изначально намеченный на 7 ноября, перенесли на 15 ноября. Буквально перед стартом было получено штормовое предупреждение от синоптиков. Пускать или не пускать? Было принято решение пускать. В 6 часов по московскому времени, несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия, ракетоноситель с космопланом оторвался от стартового стола.
Как предполагалось, «Буран» должен был приземлиться после 205 минутного орбитального полета, сделав 2 витка вокруг Земли. Полет был полностью автоматизирован. В этом первом испытательном варианте «Бурана» вообще не была предусмотрена установка каких-либо систем жизнеобеспечения для космонавтов. Более того, конструкторы хотели отказаться от ручного управления машиной и при последующих полетах. Только благодаря настойчивым требованиям космонавтов, в конструкцию «Бурана» была заложена возможность ручного управления.
Тогда, 15 ноября 1988 года, все особенно переживали за посадку корабля в беспилотном режиме. Переживали потому, что она должна была состояться при неблагоприятных погодных условиях. Но штормовой ветер не смог помешать «Бурану» приземлиться всего лишь в 80 сантиметрах от осевой линии взлетно-посадочной полосы. Для такого летательного аппарата, да еще и при таких условиях это была настоящая победа.
На следующий день на космодроме состоялся митинг. Люди были воодушевлены настолько, что в каждой речи выражали желание работать и днем и ночью. И это были не просто слова. Не просто готовность работать за идею. Это было настолько интересно, что ради второго полета системы «Энергия-Буран», все были готовы не спать ни днем, ни ночью.
Второй корабль уже проходил огненные испытания двигателей, был оборудован всеми необходимыми системами жизнеобеспечения и готов был принять на борт космонавтов. Вторая миссия должна была быть пилотируемой. Программой полета предусматривался беспилотный запуск «Бурана», автоматическая стыковка с находящейся на орбите станцией «Мир». После в него должны были сесть 2 космонавта, отстыковаться от орбитальной станции и посадить космоплан на Землю…
Для того, чтобы осуществить первый запуск «Бурана» понадобилось задействовать в работах сотни научно-исследовательских институтов, КБ и предприятий. Примерно два миллиона ученых, инженеров, конструкторов и простых рабочих принимали участие в создании комплекса, который до сих пор не имеет аналога в мире. В процессе создания этого летательного аппарата было придумано около трехсот новых технологий. И если когда-то разум человека смог запустить в космос и возвратить на Землю такой уникальный космический аппарат, ничто не должно помешать ему сделать это опять. Главное не забывать историю.
апрель 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94