Эксплуатация мотоцикла зимой — рекомендации
В наше время многие мотоциклисты ездят круглый год, хотя раньше (в Советское время) эксплуатация мотоцикла в зимний период была более популярна. Настоящая статья написана на основе рекомендаций указанных в Инструкции по эксплуатации Венгерского мотоцикла Паннония (Pannonia) 1975 года с учетом современных реалий и личного мото опыта с 1985 года по настоящее время. И совершенно не важно будите Вы ездить на колесах или установите гусеничный движитель EXPLORER на зад и лыжу вперед.
Неудобств, связанных с зимней эксплуатацией, избежать не всегда удается, но свести их к минимуму — можно. Для этого подготавливают мотоцикл следующим образом: Если охлаждение воздушное, то зимой двигатель переохлаждается. Тогда его «утепляют» или уменьшают обдув, устанавливают перед цилиндром щиток или надевают на цилиндр чехол, однако необходимо предусмотреть отверстия для охлаждения. В случае жидкостного охлаждения следует учитывать температуру воздуха, так до -10 градусов можно ничего не делать, а в случае если столбик термометра опустится ниже, следует закрыть половину или даже 2/3 радиатора фанеркой закрепив на проволочке, в случае -20 и ниже рекомендую закрыть весь радиатор. На отечественных мотоциклах (Еще тех, качественных — Советского производства) вместо обычных свечей зажигания (они не рассчитаны на эксплуатацию при низких температурах) ставят «Горячие» свечи, с меньшим калильным числом. Например, вместо А7 ставят А11. «Горячие» свечи быстрее прогреваются и меньше склонны к замасливанию.
В морозную пору необходимо исключить попадание влаги в систему питания. Перед началом зимы топливный бак тщательно промывают и прополаскивают чистым бензином. Желательно топливную смесь заливать в него через капроновую ткань «Чулок», сложенную в несколько слоев, так как она задерживает воду. Стоит также надеть капроновый чулок на AIRBOX. При длительных стоянках бак должен быть заправлен «под завязку», тогда на его стенках не будет образовываться влага в виде конденсата, можно использовать современные присадки. Если краник не имеет отстойника, его заменяют на такой, как на мотоциклах Ижевского завода. Если на мотоцикле установлен бензопровод из пластиковых материалов, то его заменяют бензопроводом из резинового шланга в хлопчатобумажной или металлической оплетке. Бензопроводы из пластмассовых материалов полностью теряют эластичность при понижении температуры, и снимать их очень тяжело. А если снимите то такой шланг, то поставленный на место он не обжимает штуцер, и начинает протекать бензин. Карбюратор предохраняют от попадания снега и принудительного нагревания от цилиндра. Защитите концы тросов тормоза и сцепления резиновыми наконечниками с целью защитить троса от попадания снега. Ручку газа промывают в бензине и смазывают жидким маслом. Тросы управления необходимо смазать или проникающей смазкой (типа WD-40) или по старинке жидким веретенным (наиболее надежный способ, веретенное масло имеет высокую степень липучести) или трансформаторным маслом, используйте масленку или шприц. В коробке передач летнее масло заменяют зимним. При очень низких температурах рекомендуется только трансформаторное масло, или специализированные присадки, не помешает дополнительный кондиционер металла. Для хорошей работы при низких температурах в амортизаторы вилки и задней подвески заливают трансформаторное масло, а если амортизаторы изношены, то смесь из 85%-ного трансформаторного масла и 15%-ного масла АКпЮ или используют специальные масла для зимней эксплуатации, благо что на современных импортных вилках и амортизаторах этого делать не надо. Для езды по снежному покрову лучше всего подойдут гусеница и лыжа EXPLORER от Канадской компании AD Boivin или широкие покрышки типа «Петрошина», для эксплуатации на льду также подойдет EXPLORER (есть шипованные версии) или зимняя резина на мотоцикл тоже с шипами, но немного меньшими чем на спидвее. Давление в шинах должно быть меньше, чем летом. Для уменьшения скольжения колес на них надевают цепи противоскольжения, однако в этом случае езда на мотоцикле зимой таит не мало приключений. Если мотоцикл с боковым прицепом, то колесо прицепа желательно установить на лыжу. Большинство вышеперечисленных изменений достаточно трудоемки. Для обладателей мотоциклов в классе кросс эндуро или супермото есть конверсионный комплект EXPLORER Smart All Terrain System Канадской компании AD Boivin — великолепный мотокросс зимой Вам обеспечен. Родитель одноколейного снегохода Snow Hawk, подвески Expert, подвески ZX2, гусениц для Квадроцикла и других изделий Powersport представил EXPLORER в 2008 году. Одновременно с представлением Конверсионного комплекта AD Boivin прекратили производство крупнокалиберных Snow Hawk 600 и 800, оставив только модели Junior с объемом двигателя 60 и 120 сантиметров кубических. Однако с 2012 года производство больших снегоходов возобновили добавив в линейку мощный 900 мотор оснащенный задним ходом за счет перезапуска силовой установки в другую сторону. Также презентован гусеничный комплект для автомобилей Track N Go! Основной особенностью которого стала не только высочайшая проходимость, но и великолепное удобство установки — 15 минут без демонтажа колес и вездеход уже готов к бою!
01 ноября 2011. Евгений Агеев для Новости 94