Национальные космические программы. США
Научный подкомитет Комитета по ассигнованиям Палаты представителей полностью согласился с запросом администрации Обамы на выделение денежных средств НАСА на следующий год в размере $18,529 миллиарда, но немного уменьшил долю финансирования программ по созданию коммерческого пилотируемого корабля и обслуживанию космической техники и добавил эту долю к программе по разработке системы запуска Space Launch System и программе по исследованию планет.
Подкомитет одобрил выделение денежных средств, передав рассмотрение закона в Комитет по ассигнованиям на окончательное рассмотрение. Общая сумма денежных средств, заложенных в законопроекте, составляет $51,4 миллиарда. Деньги планируется поделить среди Министерства торговли, НАСА и Национального научного фонда.
Из этих денег НАСА в 2016 получит $18,529 миллиардов, что полностью совпадает с той общей суммой, которую запросил Белый дом в своем бюджетном предложении в феврале. Однако финансирование статей расходов было немного изменено среди программ агентства по сравнению с первоначальным предложением.
Самые большие изменения законопроекта связаны с финансированием программы по разработке и созданию комплекса SLS-Orion, для которого законопроект предусматривает финансирование в размере $3,356 миллиарда. По сравнению с первоначальным запросом увеличение на $253 миллиона. Законопроект по этой статье выделяет $1,85 миллиарда на разработку и создание Space Launch System (SLS), что почти на $550 миллионов больше, чем в запросе правительства, на разработку и создание космического корабля Orion – $1,096 миллиарда, на подготовку наземной инфраструктуры для запуска комплекса SLS-Orion – $410 миллионов.
Финансирование по созданию коммерческого пилотируемого корабля», тем не менее, будет сокращено – $1 миллиард, что на $243 миллиона меньше, чем запрос агентства. Финансирование научно-исследовательских работ также сокращено до уровня $350 миллиона, что почти на $50 миллионов меньше, чем просило агентство.
“Мы выделили столько, сколько можем в этом законопроекте, согласно тем границам, которые установлены в Акте о контроле Бюджета. Думаю этих средств будет достаточно, чтобы обеспечить возврат нашей космонавтике в космос так быстро, насколько это возможно”, – сказал председатель подкомитета, член Палаты представителей Джон Калберсон.
Тем не менее, определенное подкомитетом финансирование программ по созданию SLS и коммерческого пилотируемого корабля, противоречит тому, о чем говорил администратор НАСА Чарльз Болден на слушаниях в Конгрессе. Он тогда сказал, что, даже если на создание комплекса SLS-Orion выделить больше денег, чем запрашивает агентство, это не приведет к ускорению работ. Ракетоноситель не будет запущен ранее запланированного срока в 2018. Он также предупредил, что сокращение финансирования программы по созданию коммерческого пилотируемого корабля, вынудит НАСА заново обсудить существующие контракты с Boeing и SpaceX, и отложить завершение работ по ним на конец 2017 года.
Другая программа НАСА, финансирование которой, возможно, будет сокращено – обслуживание космической техники. Программа получает $625 миллиона, что почти на $100 миллионов меньше, чем запросило агентство. Обслуживание текущих космических программ, наземные конструкции, безопасность, услуги запуска получат меньше в подготовленном законопроекте.
Законопроект от Палаты представителей сокращает и финансирование научных программ до $5,29 миллиарда, что меньше запроса на $51 миллион. Законопроект не указывает, как это финансирование должно быть распределено среди научных программ НАСА. Также законопроект значительно увеличил финансирование планетарных исследований до $1,36 миллиарда. За счет чего произошло увеличение не понятно, но скорее всего, за счет сокращения других программ, таких как наука о Земле.
Законопроект указывает, что $140 миллионов должны пойти на продолжение работ по подготовке полета к Европе – ледяному спутнику Юпитера, указывая, что космический корабль должен быть запущен с помощью SLS не позже 2022. НАСА, которая запрашивала только $30 миллионов для полета на Европу, хотела выбрать ракетоноситель для полета самостоятельно и планировала осуществить запуск в середине 2020-ых.
Законопроект также прямо ограничивает НАСА и Комитет по науке и технике от двустороннего сотрудничества с Китаем. Он также исключает какие-либо встречи и контакты представителей этих двух американских организаций с китайскими официальными лицами, которые были причастны к нарушениям прав человека в этой стране.
Научный подкомитет, как ожидается, опубликует отчет с большей информацией о том, как будут средства распределены среди программ НАСА, прежде чем комитет по ассигнованиям в полном составе обсудит законопроект.
Стоит сказать, что версия законопроекта о финансировании НАСА, утвержденного научным подкомитетом будет, скорее всего, одобрена Палатой представителей, но будет отличаться от версии Сената. В то время как Сенат еще не начал работу над своим законопроектом, сенатор Барбара Микульски, старейший член Комитета по ассигнованиям и его научного подкомитета, недавно сказала, что она будет настаивать на увеличении финансирования НАСА.
“Хотя я ценю то, что предложил Президент Обама в отношении НАСА, я хочу, чтобы финансирование для космонавтики было бы более устойчивым”, – сказала она.
Член Палаты представителей Джон Калберсон, после утверждения законопроекта, очень сожалел, что он не смог предоставить больше финансирования космическим программам США. “НАСА – это та организация, на которой не следует экономить”, – сказал он. “В следующем году мы собираемся упорно трудиться, чтобы заработать больше денег, в том числе и на нашу космонавтику”.
май 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94