Спирит забуксовал в Марсианских зыбучих песках, а за трактором бежать далеко

После своего приземления в кратер Гусева 4 января 2004 года вездеход «Спирит» приступил к выполнению своей миссии. Он был рассчитан на то, чтобы проехать несколько сотен метров по ровной поверхности, но в реальности он смог преодолеть несколько километров, дав возможность человечеству исследовать Марс так, как никогда и никому не удавалось ранее. Он забирался на холмы, исследовал кратеры и помог полностью изменить наше представление об этой планете. Задолго до того, как он застрял в песке, вездеход в тысячу раз перевыполнил план своей миссии.

Место посадки было выбрано не случайно. Через кратер Гусева, диаметр которого почти 170 км, проходит огромный высохший канал, скорее всего похожий на высохшее русло реки. Видимо когда-то на месте кратера было озеро, поэтому основной задачей «Спирита» было изучение осадочных пород, превратившихся в камни. Такие камни, похожие на осадочные породы были разбросаны по всей поверхности кратера.

После того, как «Спирит» раскрыл солнечные батареи, зарядил себя достаточной энергией и привел все приборы в рабочее состояние, вездеход отправился на изучение первого камня и его состава.

Жизнь на Марсе с самого начала для «Спирита» была очень трудной. Поиск всех форм жизни начинается с поиска жидкой воды, обязательного условия жизни на Земле или другой планете. Миллиарды лет Марс является замерзшей пустыней, но его поверхность изрезана руслами и дельтами древних рек.

Такие вездеходы предназначены для изучения древних условий и нахождения остатков жизни в окружающей среде, которые запечатлены в камнях и минерал. Для этого на вездеходе была установлена рука-манипулятор, оснащенная инструментом, с помощью которого можно было снимать с камней внешний слой и анализировать их внутренний состав. Четыре пары стереокамер позволяли «Спириту» получать объемное стереоизображение окружающего мира.

Также в нем была панорамная камера высокого разрешения для создания цветных панорамных снимков из отдельных кадров. Были цветные фильтры, которые позволяли обнаруживать детали поверхности невидимые для человеческого глаза, и инфракрасный спектрометр для поиска минералов которые могли образоваться в присутствии воды. Для навигации и прокладки маршрута использовались специальные широкоугольные камеры. В нижней части корпуса установлены камеры типа «рыбий глаз», обеспечивающие передний и задний обзор на уровне земли.

Первое исследование камня полностью разочаровали ученых. То, что на Земле считали осадочными породами, оказалось вулканическим камнем. Более того, на поверхности кратера Гусева, в месте посадки, вездеход не нашел никаких следов воды. Ученые искали слоистые осадочные породы, образовавшиеся миллиарды лет назад на дне марсианского озера, а нашли лишь обломки лавы, простиравшиеся до самого горизонта. Каждый камень ни чем не отличался от другого. Они были все одинаковы.

Нужно было искать новое задание «Спириту». В двух с половиной километров от места посадки находились Холмы Колумбия. Это четыре месяца пути и вчетверо дальше, чем предполагалось проехать на Марсе «Спириту». Вездеход был создан, чтобы преодолеть лишь 550 метров за свою жизнь. Но он был направлен к холмам, абсолютно без каких-либо гарантий добраться до них.

Ученые считали, что это был единственный выход. Шел уже 100-й сол (марсианские сутки) из 90 сольной экспедиции. Для того, чтобы достичь их нужно было выжать из вездехода больше, чем предусматривалось его разработчиками. В противном случае, нужно было кататься по лаве до конца миссии.

И «Спирит» отправился в 156 дневное путешествие к холмам Колумбия. На вершине холмов можно было рассчитывать на новые научные открытия. Но подъем на вершину холмов был почти невыполнимой задачей для этого вездехода. Солнечные панели вездехода – его единственный источник энергии были покрыты пылью и производили вдвое меньше электричества, чем раньше. К тому же впереди ожидалась первая марсианская зимовка.

«Спирит» находился в южном полушарии Марса, а это значит, что зимой солнце висит низко над горизонтом и опускается все ниже и ниже. Т.е. если не решить проблему с максимальным попаданием солнечного света на солнечные батареи вездехода, они будут вырабатывать все меньше и меньше энергии.

Марсоход не был оснащен механизмом наклона, ведь планом миссии не предусматривалась зимовка «Спирита» вообще. Поэтому, чтобы наклонить панели вездехода к Солнцу, нужно было наклонить весь аппарат. Перед инженерами был первый из холмов Колумбия. Если ехать по нему так, чтобы панели были постоянно наклонены в сторону Солнца, можно было бы попробовать за зиму подняться наверх. Именно поэтому возникла идея наклонить панели в сторону Солнца, чтобы получать больше энергии.

Во время долгого подъема по холмам Колумбия ему удалось найти камни, сохранившие следы воздействия воды или пара. Но возникла еще одна проблема. Солнечные панели запылились настолько, что вездеходу уже не удавалось накопить энергии для ночевки. Если бы не начавшийся сезон ветров, то в один из ближайших дней вездеход закончил бы свою работу. Порыв ветра очистил «Спирит» от скопившейся пыли. После очистки, ученые и инженеры в полдень даже стали отключать вездеход, чтобы он не перегревался, ввиду отличной выработки энергии. Благодаря появившейся энергии, можно было достичь вершины Холмов Колумбия.

Взобраться на горную вершину на другой планете удалось в сентябре 2005 года. После почти годового подъема, «Спирит» оказался на вершине под названием Хасбанд. С нее можно было хорошо рассмотреть весь окружающий пейзаж. Вездеход взобрался на холм и нашел то, чего никто никогда не видел. Среди холмов, прятались накопление соли и камни, отшлифованные водой. «Спирит» доказал, что на южном полушарии Марса, возле экватора, когда-то была вода. Это и было целью экспедиции.

Сломанное колесо, ставшее ахиллесовой пятой «Спирита».

Это случилось вскоре после подъема на одну из вершин Холмов Колумбия. Для вездехода нужно было найти место грядущей зимовки. И команда выбрала склон холма сразу за интересным объектом, который назвали «Основной базой». Эта цель представляла несомненный интерес, но инженерам она пока была не важна. Нельзя было терять время, ведь скоро должна была начаться смена сезонов и «Спириту» нужно было до зимы успеть доехать до склона холма.

Пройдя 100 солов «Спириту» оставалось совсем немного до подходящего места для зимовки. Особенно ничего и не случилось, просто переднее колесо перестало вращаться. Это случилось весьма не вовремя, так как инженеры пытались подняться на склон холма, а с поломанным передним колесом подняться на склон было невозможно.

Инженеры сразу начали искать новый способ передвижения для вездехода. Попробовали использовать пять разных методов передвижения. Оказалось, что проще двигаться задом, волоча за собой сломанное колесо. Но из-за этого, «Спирит» постоянно сбивался с курса. И им было сложнее управлять. Энергии хватало только на час-полтора езды.

Во время того, как инженеры заново учились управлять вездеходом, случилась еще одна проблема. «Спирит», не доехавши до нужного места зимовки, застрял. Он попал во что-то наподобие зыбучих песков и не смог сразу выбраться из них. В тот момент, многие начали думать, что застрял он там навечно и прямо там и умрет.

Но вездеход должен был сделать еще одно важное открытие, поэтому он выжил. Когда удалось освободить «Спирит» уже не оставалось времени, чтобы доехать до нужного места холма, на котором была запланирована зимовка. Было решено выбрать место поблизости, где панели вездехода наклонялись в сторону Солнца максимально. «Спирит» замер на зимовку на семь месяцев.

После зимовки, вездеход должен был обследовать объект под названием «Основная база». И он начал медленное движение со склона холма. Но тут случилось неожиданное. Во время анализа фотографий, которые показывали пройденный путь «Спирита», инженеры обнаружили на колее поломанного колеса, которое вездеход волочил за собой, резко выраженные белые отложения.

Естественно это заинтересовало ученых. Яркие участки колеи попадались и ранее, но ничего похожего на этот никогда не было. «Спирит» был отправлен на анализ этого участка. Оказалось что это на 90 процентов чистый кремний. Такой кремний, как предположили ученые, образовался в древних геотермальных системах, таких как горячие источники или паровые гейзеры. На Земле геотермальные системы буквально «нашпигованы» микроорганизмами. Это стало самым крупным открытием миссии «Спирит». Его могло бы и не быть, если бы не поломка колеса.

апрель 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

 

Посмотрите статьи о космических вездеходах

(перейдите пожалуйста по ссылке)