ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ КНР Часть 3
Юридические основы атомной программы КНР
На данный момент крайне актуальной для развития китайской атомной энергетики проблемой является отсутствие четкого законодательства в этой области. На практике существует четыре основных нормативных документа (необходимые меры в случае ЧС на АЭС, закон об обращении с ядерными материалами, соблюдение норм безопасности во время работы на гражданских ядерных объектах, а также закон 2003 года о предотвращении и контроле радиоактивного загрязнения). Хотя эти документы и покрывают основные юридические вопросы, возникающие во время работы на АЭС, необходимо учитывать, что большинство из вышеперечисленных актов были изданы до 2000-го года и, бесспорно, во многом потеряли актуальность в связи с техническим прогрессом.
В результате, на данный момент в КНР отсутствуют четкие правила обращения с ОЯТ (отработанным ядерным топливом). Другими словами, ядерные отходы, представляющие большую угрозу для экологии страны, могут утилизироваться неправильно, а на законодательном уровне никакого контроля этого происходить не может.
Возможно, данную проблему смог бы решить специальный орган в КНР, который носит название «Национальное агентство по атомной безопасности», однако с данным органом также есть большая проблема, связанная с ограниченностью его полномочий. Данное агентство подотчетно Министерству защиты окружающей среды КНР, в то время, как все АЭС находятся в прямом подчинении Госсовета республики.
Рассмотрим более подробно работу этого органа. «Штат сотрудников не позволяет Агентству поспевать за темпами раз-вития атомной промышленности страны. Суммарное число сотрудников — около 350 человек. Даже при наличии планов по расширению организации до 1600 чело- век в ближайшие несколько лет, это все же повод для сомнений в том, что у Китая будет возможность качественно и своевременно обеспечить законодательную базу для столь впечатляющего роста»[1]. В агентстве, как далее описывает Гончарук, отсутствует исследовательский корпус, который мог бы заниматься разработкой критериев оценки безопасности и качества АЭС.
Таким образом, отсутствие законодательства в сфере эксплуатации АЭС, а также низкая продуктивность работы Национального агентства по атомной безопасности КНР является крупной проблемой для всей программы «нового большого скачка».
Говоря же о перспективах решения данной проблемы, стоит отметить, что открытые источники не сообщают о планах КНР в ближайшем будущем предпринимать какие-либо действия по решению данной сложности (за исключением расширения штата сотрудников соответствующего ведомства).
[1] Там же С.83
август 2020. Кузнецов Василий Дмитриевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»» факультет Международной Экономики и Международной Политики по направлению подготовки Востоковедение образовательная программа «Экономика и статистика»