Пользуйтесь EXPLORERMOTO, получайте больше удовольствия от своего мотоцикла.
Это конечно не инструкция по эксплуатации мотоцикла оборудованного EXPLORER MOTO, а только заметки пользователя, но очень актуальные. Если Вы собираетесь приобрести подобный комплект, то эта информация для Вас. она также полезна как инструкция по сборке или установке EXPLORER MOTO . Прочитав эту статью Вы не пожалеете о потерянном времени.
Купил я EXPLORER, ездил не специально, в командировку, да ещё и на служебной машине в город Тверь, у дилера, в 2008 году. Стоило всё удовольствие 4 с небольшим, тысячи Северо-Американских долларов. Сам я живу в Москве, потому покупка заняла целый день с учётом культурной программы и собственно командировки. Родной Гараж в Химках встретил радужно — будил сторожей минут 20, и не могу сказать, что приехал поздно.
Использую EXPLORER 3-ий год, несколько дней назад накатились с друзьями по полям и лесам, а на обратном пути у прицепа прокололось колесо, и пока снимал — одевал, слегка замёрз, как итог — вот сижу укутанный, съел таблеток и микстур — взял перо …
Начну с того, что за 3 года поменял 2 мотоцикла (Honda CRF450X и Suzuki DRZ 400), поэтому постараюсь сравнивать не только навыки, полученные за 3 года, но и разницу в мотоциклах.
Интерес к комплекту был силён, в итоге через часа 2 (ну может 2,5) EXPLORER уже был готов к бою вместе с Honda CRF450X. Обращу Ваше внимание, вопрос с инструкциями по сборке или установке решён кардинально — все инструкции есть на сайте explorermoto.ru и находятся в открытом доступе (без всяких паролей). Ни у одного производителя я пока такого не встречал.
Сама инструкция расписана очень подробно (шаг за шагом), как у Задорнова в «Инструкции по пользованию микроволновой печкой для Американцев». Один из пунктов гласит: «Не сушите домашних животных в микроволновой печи»! А чего удивляться Канада и США не просто соседи хоть и разные государства.
Нет, пусть защитники животных спят спокойно, в инструкции к EXPLORER таких пунктов нет — это я для понимания насколько подробно написана техническая часть. Правда есть ошибки — наверное, перевода — но они не критичны, и как я думаю, на сегодняшнюю дату их уже устранили (или устранят после этого письма).
EXPLORER я собрал и установил за 2 часа с хвостиком, с учётом перекуров и разговоров по телефону, собирал не торопясь. Могу уверенно сказать — не сложнее велосипеда или замены резины.
Домой пришёл из гаража в полчетвёртого и сказочно проспал до 11 утра (вот за что я люблю субботу). Проснулся с мыслью «как я там всё правильно собрал?». В 12 часов, в гараже собралось народу … много, смотреть на мою первую поездку, человек 50, а может и больше. Получал первый опыт Исследователя (это так переводится EXPLORER) часа полтора (пока не кончился бензин). Когда слез с мотоцикла понял, что сегодня больше не смогу, руки болели все, особенно до локтя, а майка промокла от пота — хоть выжимай. Как не странно я ни разу не упал, правда, ехал я потихоньку, выше 2 передачи не включал. Очень тяжело ворочать рулём. Лыжа длинная, а на неё ещё снизу коньки привёрнуты, причём 4 штуки!. Коньки хоть и не во всю длину лыжи, но стоят по центру, помимо коньков лыжа имеет «П образное сечение».
Уже во второй раз я оценил эти коньки по достоинству. Сама лыжа имеет регулировку по упругости при наклонах мотоцикла, затягивая или отпуская 2 гайки можно отрегулировать угол возможного наклона мотоцикла относительно лыжи, а сама лыжа будет стоять на снегу всей плоскостью. Касательно этой регулировки, могу сказать, что за всё время катания я её менял много раз и заметил — регулировка зависит не только от условий снежного покрова, но и от мотоцикла, навыков водителя и уровня доверия к EXPLORER. После первого катания никаких особых впечатлений не помню (кроме рук). Во второй раз я уже не утерпел (очень хотелось в глубокий снег) и поехал к товарищу на дачу, можно сказать напросился, а товарищ даже обрадовался, так как купил себе снегоход Yamaha (название не помню) с литровым мотором! ещё летом, а одному кататься скучно. Поехали мы в районе 12 часов — обедать сели только в 19 часов (или ужинать). Укатались…
Основные выводы:
- 1. Весело и комфортно.
- 2. В любой ситуации можно справиться самому — без посторонней помощи.
За 7 часов покатушек я спалил 2! полных (у CRF450 — объем бензобака больше 8 литров) бака бензина (расход топлива увеличивается значительно), заработал синяк под глазом, страшно устал (почувствовал это уже у товарища дома), но был доволен как никогда.
Во-первых, EXPLORER оказался намного проходимее, чем снегоход. Меня это обстоятельство удивляет до сих пор.
Во-вторых, EXPLORER намного манёвреннее снегохода — это меня не удивило.
В-третьих, по скорости он конечно уступает снегоходу, но во-первых не сильно, а во-вторых этот показатель условен, так как на снегоходе столько фан — фактора нет — да и быть не может, как бы снегоход не назывался — хоть горный — хоть спортивный. Если честно, я до сих пор не знаю в чём различие. С моей точки зрения, все они утилитарны, так как имеют три точки опоры и заведомо не приспособлены к спортивным мероприятиям. Нет, я абсолютно не против спорта в целом и снегоходного в частности, но сравнивать хоккей с керлингом нельзя, несмотря на то, что оба они на льду. Шашки, например из списка Олимпийских видов спорта убрали, а нарды — спортом не признают, но к шахматам они отношения не имеют, несмотря на то, что нарды — старше, чего-то, я сам уже запутался.
Итак, за 7 часов пути мы проехали все окрестные поля, леса, реки и канал им. Москвы, в общей сложности набежало 216 км, с учётом остановок средняя скорость 39 км/ч — показатель хороший или очень хороший, сейчас объясню почему. Когда мы выехали, то сначала отправились на бензоколонку, после заправки я не справился с управлением и упал (с боевым крещением — меня). Поднимался минут десять, так как упал прямо на целине, а снегу там было очень много и он был рыхлый.
Замечу — падать в снег лучше чем в грязь, не больно — раз, освежает — два!
Пока я поднимался, за этим наблюдал мой товарищ и немногочисленные работники бензоколонки. Товарищ, посмеявшись, предлагал помощь, но я отказался (не из вежливости) очень хотелось понять — сам смогу? — Смог.
Рассказываю, как это сделать (пользуюсь методом до сих пор): Для начала необходимо понять, что даже если Вы поднимите мотоцикл — потратив 80 процентов сил на это мероприятие, то залезть будет очень трудно (на поверхности мотоцикл стоит плохо), а даже если Вы и залезете на него (это возможно — если карабкаться сзади, а не сбоку, используя гусеницу и колесо привода, как ступеньки), то почти наверняка упадёте снова.
Правильно сделать так: Не поднимайте мотоцикл, а наоборот опускайте гусеницу как можно глубже. Большой подмогой будет маленькая сапёрная лопатка. И не пугайтесь — гусеница вывезет в любом случае — тут главное не буксовать. Когда Вы зароете мотоцикл, то легко сядете на него и сможете стоять на подножках — снег не даст упасть. И даже если у Вас нет электростартера, Вы всё равно легко заведётесь и в натяг выйдите наверх. Когда будите закапывать мотоцикл, не закапывайте лыжу, пусть она останется на поверхности — пусть мотоцикл стоит даже вертикально — ничего плохого. Выезжать лучше стоя, во-первых, видно лучше, во-вторых, управлять легче, в третьих центр тяжести будет посередине. Кстати, мотоцикл лучше разгоняется по целине, когда Вы стоите, не подвинулись ближе к рулю, а именно встали на подножках. С моей точки зрения сдвигаться назад, как на кроссовом мотоцикле не правильно для лучшей проходимости, хотя и это тоже иногда помогает.
Где-то ещё через час-полтора завалился товарищ, причём снегоход перевернулся, воткнувшись ветровым стеклом в снег. Товарищ отделался лёгким испугом и ушибом коленки. Теперь ему стало стыдно за улыбку на бензоколонке, когда не улыбался я. И он посмотрел на мой мотоцикл уже с другой стороны, особенно, когда мы вдвоём не смогли перевернуть снегоход и были вынуждены использовать для этого лебёдку. Возможно это единственный плюс снегохода — возможность иметь много разного скарба с собой. Когда снегоход стоял, а лебёдка была смотана и убрана в багажник, выяснилось, что мы поторопились. Теперь снегоход засел, причём сделал это незаметно и быстро. Мы снова размотали лебёдку. Итого на эти сматывания/разматывания ушло минут 15-20. Вместе с дозаправкой Honda CRF450X.
И вот перед нами лес. Товарищ сообщает, что не успевает за мной. И это не мудрено, теперь ему страшно, уже упал один раз и времени мы потратили, чтобы вытащить снегоход из плена в 2 раза больше, чем я один на свой мотоцикл в одинаковой ситуации.
На его счастье, лес скоро закончился, а точнее началась просека с высоковольтной линией электропередач. Товарищ обрадовался и стал отрываться вперёд, я пытался ехать поближе к лесу, испытывая мотоцикл на максимальную скорость по пухляку.
И что же! По целине выше 3 передачи переключиться тяжело, на 4 передаче необходимо ехать 90-100 км/ч, однако страшновато с такой скорость ехать первое время, а медленнее уже на 4 не тянет. Пока ехали вдоль высоковольтной линии встретили несколько снегоходов навстречу, с надписью «ПРОКАТ».
И тут я совершенно случайно заехал в снегоходную колею, а точнее в след от гусеницы. Сначала испугался, так как скорость была 70-80 км/ч, и мотоцикл как будто сорвался с цепи. Нет, я и до этого ездил по проложенному следу, но в основном по своему, а он довольно узкий, удержать направление очень сложно. После снегохода следов три: два узких по бокам и один широкий посередине. За счёт такого расположения очень легко ехать, так как следы от лыжи служат своего рода дорожной разметкой, которую очень хорошо видно, даже при ярком солнце навстречу. Широкий укатанный след подготовлен и для грунтозацепов и для лыжи. Теперь я осмелел. Несколько тренировочных выходов из снегоходной колеи и я понял — вот где скорость. Уже через 3 минуты я предложил товарищу пари! Просека начала подъём, наверху стояла мачта ЛЭП с привязанным к ней большим воздушным шариком жёлтого цвета. Дистанция примерно 3 км. Я ехал чуть впереди, выбрав самый широкий гусеничный след. Не знаю, какая была скорость, однако товарищ сказал — 120 км/ч (сказал также, что смотрел специально, когда ехал рядом). Финишировал товарищ всё-таки первым, но кураж мы продемонстрировали оба с избытком. Товарищ теперь попросил прокатиться — зауважал мотоцикл! Поехали искать поляну. Спустились с горы вниз, а там река замёрзшая.
Ещё одно отступление про езду на скорости больше 80 км/ч. Мотоцикл вещь мощная, если сравнивать с автомобилем, из 450 см кубических тут выкручены более полу сотни л/с, пропорция получится 1 л/с на 2,5 кг веса, у снегохода этот коэффициент равен уже 1/3,5, а у автомобиля 1/12.
Исходя из этих истин можно объяснить прыгучие поведение мотоцикла на скорости, упомянутой выше и выше. Как и говорилось раньше, снег неоднороден, где-то рыхлый, где-то подмёрз до корочки, чем толще эта корочка, тем веселее. Где — то проехал снегоход, а метель эти следы заровняла, в полях запорошенные дорожки, в лесах поваленные деревья и кусты.
Везде, где мотоцикл встречает на своём пути перечисленные условия, он срывается из-под пилота и стремится вырваться, как необъезженный жеребец (помните — газ открыт сильнее чем обычно, а скорость меньше из-за большого количества бокового снега). «Закозлить» не получиться из-за длинной гусеницы, но и динамика разгона за счёт этого повышается. Газ открыт сильнее, чем на колёсах. За счёт чего значительно увеличивается расход топлива по глубокому снегу, и когда мотоцикл выезжает на более твёрдое покрытие (корка льда, укатанная колея и т. д.), гусеница освобождается от переработки большого количества бокового снега, и мотоцикл стремится вырваться из-под Вас, используя всю мощь 450 кубических сантиметров.
Снегоходные колеи вещь хорошая, но с ними стоит быть аккуратнее, особенно первое время, пока не привыкнешь к EXPLORER. Ехать по снегоходной колее не сложно, а вот пересекать колею лучше под прямым углом, во-первых, так веселее (смотрите пункты выше), во — вторых меньше шансов упасть. Когда пересекаешь снегоходную колею по диагонали нужно иметь в виду, мотоцикл как я говорил, при наезде на колею резко рванёт вперед, а возможно и слегка пробуксует, за счёт чего обеспечен лёгкий занос в сторону большего угла по отношению к колее.
Почему это опасно только в первые катания, спросите Вы. И правильно сделаете.
После 40-50 часов эксплуатации (в общей сложности) доверие к EXPLORER растёт и становиться понятно его поведение в том или ином случае, а когда заранее знаешь, да и сам это понял, как говорят на своей шкуре (в прямом и переносном смысле), короче интуитивно …
Когда такую колею переезжаем по диагонали, то пугаемся этого заноса, газ убираем и падаем, — ГАЗ УБИРАТЬ НЕ НАДО, а если кажется, что вот — вот упадёшь, тогда надо чуточку газку добавить, мотоцикл потянет и встанет ровно.
В голову теперь лезет дополнительное оборудование. Есть у них такие колёсики дополнительные для гусеничной тележки (не путать с колёсиками для лыжи). Как мне объяснили у продавца — это для лета, мол, чтобы по лесу и горам ездить, но управлять с ними хуже, уже мотоцикл не заложить в поворот (по принципу детского велика, у которого дополнительные колёса на заднюю ось крепятся и падать не дают). Зато уверен, если их поставить зимой, то по глубокому снегу будет ехать быстрее, хотя и в ущерб управлению да и то только на укатанной дороге.
EXPLORER любит — «ГАЗ», чем больше скорость, тем выше проходимость, и меньше вероятность падения. При прыжках с трамплина, газ убирать вообще нельзя, иначе при приземлении «двойной тулуп» обеспечен.
Кстати сказать, когда речку проезжали, противоположный берег был очень высокий, и надо заметить, я заехал на него. Не буду скрывать — тяжело, заканчивал уже на 1 передаче. А товарищ не смог взобраться на снегоходе, забуксовал и слегка засел, обошлись правда без лебёдки. Я съехал к нему и мы вместе вытолкали задом его снегоход и поехали по руслу реки. Пока ехали по краю, наехали на запорошенную лодку — вот это прыжок получился! и выехали на каток — да, самый настоящий деревенский каток, устроенный прямо на реке. Ни днем, ни прошлой ночью снег почти не шёл, а каток ухоженный, аккуратно почищенный и даже две лавочки на берегу стоят. «Никого меж тем не видно!» Это и хорошо. Вот тут коньки и пригодились. И действительно мотоцикл наклоняется, а лыжа стоит всей плоскостью и все 4 конька врезаются в лёд. На катке я попробовал — в первый раз поворот с упором лыжи и гусеницы о снежный отвал, образовавшийся от расчищенного снега. Каток имел форму овала. Разогнался до скорости километров 50-60 и поворот становится трамплином, причем, чем больше скорость, тем меньше дуга в повороте и тем быстрее короткий отрыв от земли (при приземлении не убирайте газ).
В сравнении со снегоходом на льду управляемость лучше у мотоцикла. У снегохода лыжи пластиковые и только при маленьком повороте меняют направление снегохода, а если сильно руль повернуть, то снегоход едет прямо — это я понял, потому что с товарищем мы поменялись игрушками ненадолго. И действительно ненадолго, уже через 10 минут ПИЛОТЫ сидели на своих местах. По словам товарища: «Это конечно прикольно, но не для ленивых …».
Обрывистый берег хранил много тайн. Заехали мы на него спокойно, так как искали такое место, чтобы снегоход заехал, а дальше началось интересное. Всякие овраги разной глубины, поваленные деревья, пеньки и особенно весело — засыпанные кусты. Из далека кажется, что это бугорок, а когда на них наезжаешь, кажется, что провалился — ждём что подбросит, а нет, происходит с точностью да наоборот. В одном месте налетел на торчащую трубу. Точнее сказать не налетел, а зацепился, в момент поворота, я подумал вот, вот упаду. А мотоцикл в это время начал уже из — под меня вылезать и по мере моего соскальзывания назад стал открываться «газ», видимо в какой-то момент подножка отцепилась и за счёт динамического ускорения мотоцикл выровнялся и поехал дальше. А товарищ долго не мог понять, как я такой ровный «пятак» гусеницей начертил.
Тут мы катались не долго, пару раз выталкивали товарища, но обходились без лебёдки. Часам к 6 потемнело совсем, почувствовалась усталость и легкий голод. Мы перекусили шоколадкой «Аленка» и тронулись в обратный путь. Решили ехать не по своим следам, а по кратчайшей «дороге». Ночь и усталость уровняли наши скоростные показатели — и мы со скоростью 60 км/ч, уже через 45-50 минут заезжали в ворота дачи.
Сил хватило только, чтобы снять с себя защиту, одежду и усесться в хозяйском кресле перед телевизором. 150 грамм виски и добрый ужин подкосили меня окончательно. К 20:00 я задремал в кресле с мыслями об отлично проведённом дне и о том маленьком количестве радости, которой нужно человеку, чтобы так хорошо провести день. Нет, конечно, я помнил о понедельнике — но это казалось ничтожным, в сравнении с сегодняшними покатушками. Ещё через полчаса товарищ предложил мне Диван на терраске.
Утром я уехал на работу, мотоцикл оставил у товарища вместе с прицепом. За завтраком только и говорили о будущей поездке, решили поехать в путешествие дня на 2 или 3, чтобы с ночёвкой где-нибудь на турбазе или в Доме отдыха.
Какой бы поворот Вы не заложили — мотоцикл всегда стремится выехать, за счёт большой центробежной силы гусеницы. Самое главное не убирать газ. Если убрал, то сразу упал.
За время того второго катания я мало варьировал регулировки лыжи и гусеницы, а зря. Оно конечно, к регулировкам тоже привыкнуть надо и понять, что — когда лучше. Решил обязательно в следующее катание торопиться и гнаться за километрами не буду и обязательно постараюсь использовать все возможные комбинации регулировок. Хотел даже составить таблицу. А потом вспомнил о такой таблице — она была на сайте explorermoto.ru.
У комплекта EXPLORER регулируется практически всё, разве что нельзя длину гусеницы увеличить (наверное, и не надо, а то экстриму меньше станет) и то это условно, можно увеличить длину мотоцикла за счёт выдвижения гусеницы назад, таким образом изменяется центр тяжести мотоцикла!! Можно увеличить или уменьшить высоту мотоцикла по рулю, и можно изменить жёсткость наклона передней лыжи. Если без учёта перьев передней вилки и заднего амортизатора, то вроде немного, но, использовать эти регулировки лучше в определённой комбинации. Даже если предположить, что мы используем по 3 положения (min, 0, max) у каждой регулировки, то получим 27 сочетаний, а так как положений у каждого элемента гораздо больше, то и сочетаний гораздо больше. Помимо регулировок EXPLORERа возможно придется подбирать регулировку передней вилки и заднего амортизатора — но это только один раз.
Зато когда настроите (читайте: наэксперементируетесь), а заодно приобретете навыки и проникнетесь доверием к комплекту EXPLORER, вот тогда начнете использовать все возможности — с учетом Вашего мастерства, смелости и ловкости.
В этот раз пока катался использовал только регулировку гусеницы. Двигал ее вперед, назад раза три или четыре. По совсем глубокому снегу больше всего подходит положение «до конца под мотоцикл». В таком положении основная нагрузка ложится на гусеницу. Когда Вы открываете газ — мотоцикл стремится поднять переднюю лыжу перекладывая всю массу на гусеницу и глиссирует.
Еще раз напомню, тут уместно: если мотоцикл глиссирует на гусенице и Вы закрываете газ, то вся масса наваливается на лыжу, а лыжа это не колесо, она не катится… создается эффект резкого торможения передним тормозом (которого нет), особенно по пухлому, рыхлому или мокрому снегу (весной). От этого лыжа еще больше проваливается в снег и тормозит сильнее и сильнее. Особенно опасно при прыжках — «двойной тулуп» помните.
Пятница следующей недели — не сложилась по ряду причин, основной из которых был страшный мороз, -32. Заезд перенесли на будущее (по погоде в первую очередь) а то кому охота замерзать.
Уже в четверг (следующей недели) вещи были собраны, космические карты заправлены в планшеты.
Мой начальник узнав о заезде расчувствовался (вот что значит мотоциклист) и отпустил меня на всю пятницу, только просил в понедельник быть и рассказ о путешествии говорить. Какой у меня хороший начальник… Фамилию писать не буду, думаю он все равно читать это не будет.
Распорядок дня (Пятница) назначили такой:
Подъем в 6 часов утра!
— Не наказуемо.
7 часов — разгон облаков, установление хорошей погоды.
— Да, с утра действительно было пасмурно…
—
—
10 часов — Подвиг!
Шучу… Барон Мюнхаузен
— Как говорил «Бургамистр»: я хожу в магистрат каждый день к 9.00 — это конечно не подвиг, но все таки, что-то героическое в этом есть.
Когда покатаетесь на EXPLORER денек другой — почувствуете себя «Бургамистром» из Мюнхаузена.
10 утра — подъем
11 — выезд из Москвы
12.30 — Дача товарища Сергея
13.30 — Обед
15 — выезд с дачи при всем параде.
19.00-20.00 — Прибытие на первый ночлег в ДО «Завидово»
Таков был предполагаемый и согласованный распорядок на Пятницу и до 13.30 мы следовали строго намеченному плану.
Обед! — внес некоторые коррективы… Точнее не сам обед, а то виски, что мы пили в прошлый раз (2 недели назад).
В 15.00 выехать на парад не удалось. В добрый путь… сподобились только к 17.30.
Уже через 30-40 минут от виски не осталось даже запаха. Езда в полу потемках и потемках таила много опасностей, а путь ждал нас не близкий. Только до реки Волга расстояние 100-120 километров и по Волге еще столько же. По самой Волге ехать одна благодать — спасибо Луне хорошо светила. А вот до Волги тилипали часа 3 или даже больше, причем все время отставал Серега на снегоходе. Двигались со скоростью 30-40-50 км/ч больше не удавалось, сильно мешали деревья. Сложно было пересекать шоссе, снегоход на пластиковых лыжах переезжал легко, мне приходилось спешиваться раскладывать колеса лыжи перекатывать мотоцикл, снова складывать колеса. На втором шоссе выяснилось — это большой плюс! (несмотря на задержку со временем).
При переправе через Малое Бетонное Кольцо мимо ехала машина ДПС. Конечно они остановились и говорят свое любимое: «Ваши документики-ментики».
Я в ответ: «У меня» говорю «Спортивный снаряд»! — «Боксерские перчатки, клюшка и мой мотоцикл — это одно и тоже, а по сему не для дорог общего пользования», видите, «чтобы переехать через асфальт надо колесики раскладывать/складывать».
Гаишники: «Да, согласны, а чего у снегохода?…»
А у снегохода ничего…
Положено конечно: номера, права, тех. осмотр, можа даже страховка, огнетушитель, аптечка, каблук, домкрат, багор, стакан, напильники, шахматы и т.д.
1000 рублей — спасли положение и заменили весь перечисленный набор. Что примечательно Гаишники старались нас обнюхать, причем оба, ко мне они интерес потеряли после колесиков лыжи, а вот товарищ то на транспортном средстве — значит точно, весь вискарь выветрился.
В Районе Рогачева, при переезде речки Яхромы чуть было не промочили ноги по самую задницу.
Снегоход ехал впереди прокладывая мне дорогу и под ним подломился лед (как так, до этого морозы были за 30), а я за ним последу. Только почувствовал ногами «землю» как из под мотоцикла повалил пар от выхлопного патрубка окунувшегося в воду. Но спасло что речушка не глубокая, гусеница встала на дно и мотоцикл рванул вперед раскидав лед в разные стороны — приятно почувствовать себя ледоколом (это корабль такой).
За рекой — раскинулось поле широко — вдоль и поперек изъезженное снегоходами. В середине поля три самопальных трамплина разного калибра.
Проехать мимо…? Такой вопрос даже не стоял.
И вот первый синяк.
Лишний раз мне наука — не убирай газ.
Скакали на этих трамплинах минут 20. Отметили эту точку на навигаторе 37.20753, 56.458182 (может кто еще захочет на тех трамплинах попрыгать) и дальше в путь.
Дом отдыха Завидово стоит прямо на слиянии Волге и Шоши — нашли сразу, у них набережная подсвеченная. Заселение заняло 15 минут (сервис). Легкий ужин в баре и крепкий здоровый сон до 10 утра.
Утром решено — день посвящается регулировкам EXPLORERа, благо время позволяло и погоды стояли сказочные: -10 и яркое солнце.
Хочу добавить — завтрак был отменный помимо обычного Европейского набора с шампанским были шашлыки, люля-кебабы, тушеное мясо и что прикольно пиво! Как мы подумали — это ради нас — все таки я на мотоцикле…
Следующая ночевка — Осташков, озеро Селигер. Расстояние примерно 250-270 километров. Первым делом мы посетили бензоколонку на Ленинградском шоссе (сделав петлю километров 15).
Сначала двигались по руслу Волги, стараясь не мешать многочисленным рыбакам.
О чудо! Я не одинок…
Не доезжая Твери мы впереди заметили группу снегоходов один из которых резко выделялся поведением — менял направление, заезжал на обрывистый берег Волги и имел характерное для Explorerа облако снега позади. Догнать их по прямой было не трудно. Радости моей не было предела, как и у моего нового друга на KTM 690 — Дениса.
Мы рассказали новым друзьям о нашем путешествии, было видно что с начала они отнеслись к рассказу с недоверием — мол так далеко заехали, но потом все таки поняли что все это чистая правда и поехали с нами до Твери.
Под Тверью (после выезда из славного города), уперлись в забор и объезжали его наверное минут 30. Интересно чего там такое — может Китай, а это была «Великая Китайская стена»! В самом конце этого забора (там где он поворачивал на 90 градусов) нас ждала новая засада. Из забора торчали трубы, причем они не по земле лежали, предполагаю, что они расположены на высоте человеческого роста, а по симу ни под ними, ни над ними проехать было нельзя. Пока ехали вдоль труб обнаружили съеденные ржавчиной несколько кузовов военной техники. Труба продолжалась 1 км. И просто заканчивалась перед лесом.
За это время (с момента выезда с бензоколонки) я успел перепробовать все основные положения лыжи и гусеницы в различных комбинациях.
Выводы:
Регулировки занимают 1-2 минуты и не требуют специального инструмента, ключ для них хранится внутри привода гусеницы.
Если Вы человек высокого роста (я-190) то для Вас будет удобно поднять мотоцикл до максимума по рулю — эта регулировка на лыжном креплении. Чем выше лыжа тем лучше управляемость и проходимость в глубоком снегу. Однако если Вы ниже ростом, то будет не удобно — ногами тянутся до поверхности, а с другой стороны на глубоком снегу длина ног значения не имеет — поставить ногу на снег смысла нет, все равно она провалится.
Когда Вы поднимите мотоцикл по рулю, изменится угол атаки гусеницей снежного покрова. Можно изначально установить угол атаки гусеницы побольше, но тогда Вы лишаете себя удовольствия попрыгать — для этого нужно передвинуть гусеницу max. назад. Поэтому гусеницу лучше установить как написано в инструкции (для первого — десятого раза) а потом уже регулировать угол атаки гусеницы подъемом лыжи.
Если Ваш рос меньше или значительно меньше то подберите настройку лыжи по высоте, а потом отрегулируйте угол атаки гусеницы (это правда мое предположение). И учтите, регулировку самой гусеницы по углу атаки (не с помощью лыжи) лучше делать в гараже или хотя бы на ровной поверхности (асфальте, прицепе).
У лыжи есть еще одна регулировка — по углу наклона мотоцикла относительно плоскости лыжи. Эта регулировка также заслуживает внимания. Для использования этой регулировки лучше отправится на укатанный снег. Чем туже затянуты гайки, тем четче выполняется поворот, но увеличивается вероятность срыва передней лыжи в занос, кстати если занос (только передний) уже начался или вот-вот начнется — сбросьте газ плавно — это единственный случай (из моей практики) когда нужно убирать газ. Мотоцикл навалится на лыжу (плавно) и встанет ровно. Имейте ввиду — получается не всегда, зависит от снега, чем он плотнее, тем лучше.
Регулировки гусеницы. Эти более востребованы.
Основных положений три, но и тут есть варианты.
Положение «под мотоцикл» — это для очень глубокого снега. Можно прыгать, но при приземлении заносит — если газ сильно открыт.
Среднее положение — для разнородного снега, но по пухляку идет тяжелее, скорость набрать можно, но долго. Зато по слегка укатанному (например снегоходная колея) тащит здорово, стоит ровно и подпрыгивает при любом маленьком бугорке. При переезде снегоходной колеи поперек сигает как леопард на дичь. Трамплины берет почти любые, лиш-бы после них был снег. Приземляется ровно и точно, можно сразу в разворот и по новой на трамплин. Также подойдет для мокрого и тяжелого снега.
Положение «максимально из под мотоцикла» (назад) — для прыжков идеальное, но по глубокому снегу едет совсем медленно, выше 2 передачи можно и не пытаться. Отсюда требуется разгон перед трамплином только по укатанному снегу. Инструкция гласит, что это еще для летнего использования по твердому грунту или песку.
В принципе можно всегда использовать среднее положение, так я думал в начале, теперь использую регулировки чаще. Чем больше опыта тем больше отдача от EXPLORERа.
Видимо название «Исследователь» дано не самому комплекту, а его владельцу, который исследует не только новые возможности своего мотоцикла и зимний ландшафт, но сам комплект Explorer Smart All Terrain System.
Через 2.30-3.00 часа с учетом всех остановок-регулировок/дозаправок приехали в славный Русский город Тверь основанный в 1130 году.
В Твери встретились с друзьями и отобедали в ресторане на набережной Степана Разина. В 16.00 продолжили путь к озеру Селигер. В лесу встретили лыжника, подвернувшего ногу, надо было видеть, как он нам обрадовался (и тут я его понимаю). Мы с товарищем погрузили дедушку-лыжника на снегоход, надели на него всё, что у нас было из теплых вещей и повезли в поселок с занятным названием «Грузины» (Это не в Грузии, это под городом Торжок).
Супруга спасенного Николая Ивановича приглашала за стол, но мы сначала отказались и сказали, что выпьем за его здоровье прямо тут и поедем, а то скоро стемнеет уже. После доброй стопки Перцовки, да с устатку, мы поняли, что путь дальше не лежит и приняли приглашение Раисы Константиновны. Ужин был отменный, особенно под Перцовку (самопляс на перце настоянный и настоянный качественно — что называется «вырви глаз»). Хозяева интереснейшие люди Николай — раньше работал детским тренером по хоккею, Раиса Константиновна — историк кандидат наук, работала профсоюзным деятелем.
Николай читал нам стихи Ивана Бунина:
Ни пустоты, Ни тьмы нам не дано:
Есть всюду свет, предвечный и безликий…
Вот полночь. Мрак. Молчанье базилики,
Ты приглядись: там не совсем темно,
В бездонном, черном своде над тобою,
Там на стене есть узкое окно,
Далекое, чють видное, слепое,
Мерцающее тайною во храм
Из ночи в ночь одиннадцать столетий…
А вкруг тебя? Ты чувствуешь ли эти
Кресты по скользким каменным полам,
Гробы святых, почюющих под спудом,
И страшное молчание тех мест,
Исполненных неизреченным чудом,
Где черный запрестольный крест
Воздвиг свои тяжелые объятья,
Где таинство сыновнего распятья
Сам Бог-Отец незримо сторожит?
Есть некий свет, что тьма не сокрушит.
Читал он много стихов, но это запомнилось особенно. Не поленился, выучил — это я про себя.
Сейчас оба на пенсии, квартиру в Москве сдают (ради денег — дочке помогают), а сами живут на даче. Уверенно говорят: нам тут лучше, чем в Москве, жизнь тихая, спокойная, воздух, пища без добавок типа «Е» и прочих глютаматов-натрия, водичка чистая как слеза. Вот Перцовка опять же своя.
Утром нас позавтракали от пуза, и мы отправились дальше, долго прощаясь с хозяевами.
Николай с Раисой очень звали ещё раз в гости на обратном пути — видать все таки скучновато Москвичам в Русской глубинке.
Утром долетели до Осташкова без остановок за два часа (примерно 150 км). Покатались по озеру и решили — завтра пробыть денечек на озере Селигер.
Стал я звонить начальнику, а сам думаю — чего врать… Он же знает, где я.
А он к телефону подходит и вместо «здрасьте» сообщает — я мол заболел, ты завтра на работу не приходи, по вторнику созвонимся.
Можно было остановиться в городе Осташков, но в «отеле ИНТУРИСТ»! нам сообщили, отопление работает плохо и в номерах холодно, вот тебе Интурист?
Поехали искать ночлег с обедом, ехали вдоль берега.
Навстречу проехали «аэросани» или если быть точным «аэролодка».
По следам приехали к «Советской» турбазе с огромной вывеской «БАНЯ», собственно вывеска и привлекла наше внимание, особенно после «Интуриста». За три дня катания по морозу организм стал требовать Тепла. Сервис на турбазе был явно ниже, чем в Завидово и у Раисы Константиновны, но, несмотря на все сопротивления персонала, мы заселились в тоже «Люкс» — как гласила надпись на «плане Эвакуации при пожаре» висевшая в коридоре над огнетушителем, срок службы которого, истёк (предположительно) в 80-х годах прошлого века. Замок в номер «Люкс» открывался без ключа (ключ нам дали, только зачем?), кстати, и закрывался он тоже без ключа, чтобы закрыть или открыть дверь, нужно было просто приложить чуть больше усилий, чем обычно.
В тоже «Люкс» — две шконки, шкаф (без вешалок), тумбочка при кровати, Графин со стаканами (слово Графин зачёркнуто и графина нет).
Он — графин мы там нашли в комнате с надписью «ХОЗ». Вы спросите, а как вы определи, что этот графин из «Люкса», так на нём и написано было «Люкс» красной краской, там же был один стул и одно кресло, стол, ковёр (ковром называлась циновка, постеленная между кроватями). В Туалетной комнате была туалетная бумага! — одна четвёртая рулона!
И о чудо, обувная ложка! Зато горячей воды не было, только холодная. Советская турбаза стоила по Советске (в сравнении с Завидово). Если в Завидово пользовать все блага входившие в цену, то наверное, лучше Завидово, а если вопрос в ночлеге и бане, то турбаза лучше (в смысле демократичнее).
Добавлю: Баня отличная — веники, простыни, бассейн.
Не зря говорят, что с воскресенья на понедельник сон крепче. Подтверждаю, так оно и есть. Напарившись и напившись, мы спали долго и крепко. Проснувшись в одиннадцать утра. Решили так: если до Завидово доедим за 4 — 4,5 часа, то поедем домой (к товарищу на дачу), если нет, то остановимся в Доме отдыха и закончим наше Турне по Российским прериям уже завтра.
Судьба к нам оказалась благосклонна и пожалела нашу печень. К Завидово мы подбирались в 14:30, решили время на заезд не тратить, а лучше попрыгать на трамплинах под Рогачёво.
К ночи экспедиция завершилась — победой. Техника не подвела, пилоты были подготовлены, как и сама экспедиция — по-другому и быть не могло. Решили компанию расширить для следующих экспедиций, ехать веселее, со стихией бороться сподручнее, можно замахнуться на серьёзный маршрут.
После трёх дней постоянного движения на мотоцикле по снегу — доверие и уважение к EXPLORER увеличивается во много раз, тем более, что есть с чем сравнивать — со Снегоходом. За три дня мы вытаскивали и вытаскивали его раз 10 или больше. Мотоцикл, оборудованный EXPLORER — не засадить, как и его родителя SNOW HAWK — нет, наверное, засадить можно, но у меня не получилось, а я искал место такое, долго старался — не нашёл.
Если решите использовать Explorer — всегда помните про газ — резко убрал — упал.
Когда поднимаетесь в гору, понижайте передачу заранее, до 30 градусов заедет и на третьей, если 40-50 градусов, то лучше сразу включить 2 передачу. При малейшем затруднении требуется переходить в диагональ и галсами, галсами. Кстати снегоход на таких уклонах останавливается, буксует и едет только назад, а галсами не может на большом уклоне. При спуске с горы Вам тоже понадобится газ — не закрывайте ручку акселератора — кувыркаться с горы вместе с мотоциклом удовольствие малоприятное.
Прыжки с трамплина. Снегоход даже самый — спортивный/ горный/ кроссовый и т.д. и т.п. так прыгать не в состоянии, учитывая три точки опоры.
Мотоцикл, оснащенный EXPLORER — предназначен для прыжков! Помимо меня это предписывает инструкция по регулировке гусеницы Explorer — Крайнее заднее положение, когда гусеница чуть приподнимается сзади (в варианте с глубоким или переменным снегом приподнят перед гусеницы для большей проходимости — угол атаки), а также обычная эксплуатация грязевого мотоцикла. Снегоход имеет три точки опоры и при попадании хотя бы одной точки на неровность при отрыве от поверхности снежного покрова или приземлении — падение почти гарантировано.
Для мотоцикла с Explorer попадание на неровность дело обыденное, мотоцикл изначально спроектирован для бездорожья и допустимые ходы подвесок у мотоцикла значительно больше чем у снегохода. К прыжкам также располагает одна колея, где гусеница следует за лыжей по примятому снегу, как мы и говорили раньше — подвеска с большим ходом, малый вес мотоцикла и мощный мотор. Даже если Вы приземляясь встретите неровность, подвеска ее проглотит, а если кочка будет на трамплине, то это только способствует прыжку — подвеска сожмется и разожмется еще сильнее отталкивая мотоцикл перед прыжком.
Продолжение следует.
Виктор Подгорный
Химки, Московская область, январь 2011.
Гусеница для мотоцикла Explorer по моему мнению самая привлекательная в соотношении цена/качество. Попытка моего товарища купить отечественный Vortex закончилась убитой коробкой, сцеплением, звездой и цепью мотоцикла. И если со сцеплением, звездой и цепью какбы пофигу, 20-22 тыр за все, то с коробасом все не так просто, как мы поняли разобрав, разбило посадочные места подшипников!?? 2-х валов… Ща кубатурим, как быть…
Перепробовал все возможные комплеты гусениц для мото и остановился на канадском эксплорере. надежен до безобразия, не прихотлив, дешевле всех стоит, уже есть вторичный рынок, а главное гарантия целый год. и не совру сказав что катался весь год на гусле, спецом не снимал, хотел чтоб сломалась, не сломалась скатина.
На землях Карельской базы отдыха, раскинувшейся на берегу безупречнейшего озерца в окружении малахитового хвойного бора дают покататься на таком снаряде. Не советую думать что это альтернативва снегоходу. Снегоходы кстати тоже есть и лодка моторная
Большой дом рассчитанный для комфортного нахожнения 2-3 семей. К услугам гостей также предоставляются баня, соединяющие в себе высокое качество современного обслуживания и привычные традиции русской парной. Вдобавок, мы предоставляем Вам необыкновенную оздоровительную процедуру древнерусского происхождения — молодильный чан. Теперь Вы имеете возможность не только попариться с душистыми березовыми или дубовыми вениками, но и получить наибольший лечебный и профилактический эффект и фантастически провести время.
Пользуюсь Эксплорером и очень доволен! пробовал кататься на Фрозенмото, не то, неуклюжий он какойто, может где снега по подбородок он себя сможет показать, однако моторчик нужен не 450 а хотя бы 600 иначе не потянет, а если упадеш в таком снегу, то на мотоцикл уже не вскарабкаешся
Оболденная приблуда, особенно в части привода гусеницы внешним колесом — минимум потерь на трение и минимальный износ приводного колеса, как следствие — явная забота о трансмиссии
Мне очень нравится эксплорер, какой год катаюсь никаких проблем, а удовольствия море. Меня спрашивали на форумах и в однокласниках почему именно эксплорер. ответ простой: надежен, удобен, самый быстрый, подстраивается под любой снег, проверен многими годами и многими людьми и т.д.
Эксплорер отличная вещь! я очень доволен что приобрел
Все так как написано!
Тоже катаюсь на мотосноубайке Explorer уже третий год, очень доволен, рекомендую.