О предстоящем полете X-37B — новые технологии

Скоро начинается четвертый рейс автоматического космического аппарата X-37B. Этот полет является инновационным! Это первый запуск, когда мировому космическому сообществу открыто сказали о полезной нагрузке, которая будет размещена в космическом аппарате.

X-37B был изготовлен корпорацией Boeing по заказу ВВС США и имеет размер автомобиля. Может в автоматическом режиме быстро маневрировать на орбитах в диапазоне 180-750 километров. В нем присутствует маленький грузовой отсек с раскрывающимися створками. После вывода на орбиту он развертывает малую солнечную батарею. В корабле отсутствует возможность размещения экипажа. Запускается с помощью ракетоносителя Atlas-V, которая имеет большой обтекатель полезной нагрузки. Корабль может спокойно функционировать на орбите в течение длительного времени, прежде чем в автоматическом режиме приземлиться на взлетно-посадочную полосу.

Предыдущие три полета X-37B были в значительной степени посвящены испытаниям. Это экспериментальное транспортное средство, построенное с большим количеством новых технологий. Общий замысел космического корабля не секрет. Но нам ничего никогда не говорили о содержании грузового отсека во время предыдущих запусков. Это породило множество диких предположений.

Давайте вместе подытожим, что известно о новом рейсе. В первую очередь ВВС США сообщили, что в грузовом отсеке X-37B будет расположен двигатель управления, использующий эффект Холла, наряду с дополнительным оборудованием, с помощью которого можно будет им управлять. Двигатели управления на эффекте Холла отличаются от обычных химических топливных ракет. Они используют особое ракетное топливо (газ ксенон) и ионизируют его с целью выработки электроэнергии. Электрически заряженное ракетное топливо позволяет разогнать любое транспортное средство с такими двигателями до высоких скоростей. Более того, это очень топливосберегающие двигатели, что позволяет создать космический корабль, который будет находиться на орбите без дозаправки топливом в течение десятилетий. Двигатели управления Холла очень подходят, чтобы делать значительные орбитальные перемещения в течение длительных периодов времени, но они бесполезны для того, чтобы выводить полезную нагрузку с Земли на орбиту.

Этот двигатель управления – модифицированная версия двигателя управления Холла, используемого на некоторых спутниках ВВС США. Новая, усовершенствованная модификация двигателя, позволит проложить путь к новым спутникам, если она подтвердит свою значимость в этом полете.

Также в грузовом отсеке будут размещено «более 100 различных материалов», которые НАСА собирается протестировать в условиях космического пространства. Как и двигатель управления Холла, эти образцы будут использоваться при создании будущего космического корабля.

Хотя мы знаем много об этом полете, некоторые вопросы по-прежнему остаются без ответа. Мы не знаем, сколько времени продлиться этот полет. Предыдущий рейс длился больше года и десяти месяцев. Тот марафонский полет предназначался для проверки возможностей X-37B. Аппарат до сих пор считается экспериментальным средством, но теперь он, доказав свою работоспособность, будет иметь полезную нагрузку. Военно-Воздушные Силы ничего не сказали о длительности полета, но НАСА кое-что сообщила. Сделав на собственном сайте пресс-релиз, НАСА сообщило, что образцы будут тестироваться в космосе «более 200 дней».

Предыдущие испытания материалов НАСА на Международной космической станции продолжались в течение года. Космический корабль Х-37В способен и на большее. Но это не обязательно означает, что будет установлен новый рекорд пребывания его на орбите. Очень возможно, что рейс продлиться восемнадцать месяцев. Но если Военно-Воздушные силы захотят, мы могли бы стать свидетелями двухгодичного полета на орбите без дозаправки.

Еще неясно, какое транспортное средство будет запущено. Два космических корабля X-37B побывали в космосе. Одно транспортное средство летало в первый и третий полет, проверяя возможности аппарата по программе многократного использования. Еще одно транспортное средство использовалось на втором полете. Это транспортное средство будет использоваться снова на четвертом полете? Это кажется наиболее вероятным шагом, но об этом нигде ничего не сказано. ВВС США может предпочесть послать первое транспортное средство в свой третий полет, проверяя возможности многократного использования далее.

Вся программа X-37B доказывает свою успешность, несмотря на многие скептические заявления в ее начале. Ясно, что небольшой космический корабль полезен для разного использования и разнообразных клиентов. Мы можем ожидать больше полетов в будущем, в которых будет другая полезная нагрузка. Также вероятно участие различных космических агентств в этих полетах. Возможно, таинственный покров первых полетов будет снят, как это было прежде с Шаттлами, который вначале использовался, чтобы выводить специфическую полезную нагрузку на орбиту.

май 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

 

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)