Часть 1. Введение. “Отражение аллегорического образа Сунь Укуна в китайской поэзии XXI века (на примере стихотворений китайских современных поэтов: Ляо Вэйцзюна и Лю Вайтуна)”
“Национальный исследовательский университет”, “Высшая школа экономики”, Лицей
Дипломная работа.
Выполнил: Кузнецов Василий Дмитриевич, Научный консультант: Стеженская Лидия Владимировна
- Введение
Интерес к культуре Китая давно стал характерной чертой для Российского общества. Многие русские востоковеды изучают специфику культуры этой страны.
Тема, выбранная мной для освещения, неразрывно связана с данным аспектом, интересующей нас страны. Однако, культура это очень широкое понятие, содержащее в себе огромное количество тем и подтем. Нас же будет интересовать Китайская литература. Прежде всего необходимо обратить внимание читателя на известные любому востоковеду четыре китайских романа.
По содержанию китайские романы делятся на небольшое количество направлений разной тематики: исторические, приключенческие, бытовые, любовные. Именно по этим тематикам и написаны великие китайские романы. “Исторический роман”* — “Троецарствие” Ло Гуаньчжун, эпическое повествование о конце II-начале III века; “авантюрно-приключенческий роман”* — “Речные заводи” Ши Найаня; “бытовой роман”* — “Сон в красном тереме” Цао Сюэцин; “любовно-эротический роман”* — ”Цветы сливы в золотой вазе” автор неизвестен. При этом, принято также выделять пятую тематику — “дидактические романы”* (например “неофициальная история конфуцианцев”), однако она обладает меньшей популярностью.
Несмотря на все эти, несомненно, великие произведения, написанные много лет назад, есть одна книга, которая не похожа на все предыдущие, так как ее нельзя отнести ни к одной тематике, ведь в этом произведении нашлось отражение и быта, и приключений главных героев, и история (изображение святынь, богов и тд). Именно этому роману будет посвящена данная работа. Это уникальное произведение было написано У Ченъэнем (1500-1582 год) под названием “Путешествие на Запад”. Книга имеет очень богатую историю. Она пользовалась популярностью с времен написания, и до сих пор не теряет своего значения.
Говоря о “Путешествии на Запад”, прежде всего необходимо упомянуть Сюань Цзана. Этот человек является танским священнослужителем. Более того, он был паломником, описавшим все свои странствия в записях, которые впоследствие легли в основу известного романа. Важно знать, что в произведении монаха называют не Сюань Цзан, а “Трипитака”- “прозвание Сюань Цзана по наименованию буддийского канона”*.
В произведении есть огромное количество героев. Рассмотреть их всех в рамках ИВР невозможно. Именно по этой причине, мой выбор пал на одного из главных героев- обезьяну Сунь Укуна. Прежде всего, немного истории Сунь Укуна:
Данный персонаж- мифическое существо, предстает перед читателем в образе обезьяны. Сунь Укун является Царём обезьян. Появившись от удара молнии о камень, родился персонаж, прошедший через многое перед встречей с Сюаньцзаном. Востоковед М. Кравцова в своей книге “История культуры Китая” утверждает: “… образ, восходящий, видимо, к образу могучей обезьяны Хануман”*, которая в свою очередь является персонажем индийского эпоса- Рамаяна. Конечно, образ Сунь Укуна, как героя великого китайского произведения, важен. Однако, я в своей работе хочу сделать акцент на современную китайскую поэзию, то есть стихотворения начала XXI века.
Ни для кого не секрет, что Сунь Укун так понравился китайцам, что до сих пор этим образом восхищаются жители восточной страны. Более того, с участием героя было снято несколько фильмов (например, мультик о приключениях обезьяны), этот образ часто принимает участие в сценах Пекинской оперы, и, конечно, в поэзии данный герой нашел себе особое место.
Таким образом, тема моей работы может быть сформулирована так: “Отражение аллегорического образа Сунь Укуна в китайской поэзии XXI века (на примере стихотворений китайских современных поэтов: Ляо Вэйцзюна и Лю Вайтуна)”.
Данная работа является актуальной, ведь Царь обезьян, которому посвящено исследование- важный культурный памятник, несущий огромное значение не только для самих китайцев, но и для всех, кто изучает литературу и поэзию Китая. Именно через изображение героев в произведениях китайской поэзии передаются культурные особенности и моральные ценности великого народа.
Ключевой вопрос поставлен так:
Какие аллегорические значения принимает Сунь Укун в современных китайских стихотворениях? (То есть какие качества данный герой олицетворяет сейчас?)
Чтобы ответить на Ключевой вопрос необходимо решить поставленные задачи:
- Изучить произведение У Ченъэня «Путешествие на Запад», сделав вывод о качествах Сунь Укуна и его роли в книге.
- Выбрать несколько китайских стихотворений (можно с литературным переводом на русский язык) и на основе прочитанных текстов, составить мнение о видении героя китайцами в наши дни.
- На основе прочитанных произведений, подвести итог о том, как образ главного героя Китайского произведения отражается в современной поэзии и какие качества в них олицетворяет.
Метод исследования, который я использую для решения задач- контент-анализ, то есть на основе анализа данных из научных статей/книг востоковедов, будет получено объективное представление об образе Сунь Укуна, после чего, с помощью анализа современных Китайских стихотворений будут выявлены черты, характерные для образа этого героя в наши дни. Стоит отметить, что стихотворения 孙悟空歌谣 (Sunwukong geyao- Баллада о Короле обезьян) и 孙悟空的日常 (Sunwukong de richang- Повседневная жизнь Сунь Укуна) были переведены самостоятельно и не были опубликованы, а стихотворение 孙悟空 (Sunwukong- Сунь Укун)имело перевод на английский язык и было опубликовано. В написании работы, также была использована переписка с одним из авторов китайских стихотворений, взятых для анализа. Это помогло лучше понять специфику осознания образа Сунь Укуна современными китайцами, а также, убедиться в том, что черты характера обезьяны, которые были выделены во время работы, соответствуют представлению автора стихотворений.
- *Кравцова М.Е. История культуры Китая.-СПб.: Издательство “Лань”, 1999- С. 340
- *Там же. С. 340
- *Там же. С. 340
- *Там же. С. 341
- *Там же. С. 340
- *Духовная культура Китая: энциклопедия : в 5 т./ гл. ред. М.Л. Титаренко ; Ин-т Дальнего Востока.- М. : Вост. лит., 2006, Т.3 : С. 99
- *Кравцова М.Е. История культуры Китая/ Оформление обложки С.Ш. Шапиро.- СПб.: Издательство “Лань”, 1999- С. 341
“Национальный исследовательский университет”, “Высшая школа экономики”, Лицей
Дипломная работа. Выполнил: Кузнецов Василий Дмитриевич, Научный консультант: Стеженская Лидия Владимировна