Часть 3.2. Сравнение качеств, которыми обладает Сунь Укун. “Отражение аллегорического образа Сунь Укуна в китайской поэзии XXI века (на примере стихотворений китайских современных поэтов: Ляо Вэйцзюна и Лю Вайтуна)”

“Национальный исследовательский университет”, “Высшая школа экономики”, Лицей

Дипломная работа.

Выполнил: Кузнецов Василий Дмитриевич, Научный консультант: Стеженская Лидия Владимировна


3.2 Сравнение качеств, которыми обладает Сунь Укун

На данном этапе своей работы, я  сравню те качества, которые были выявлены мной в ходе анализа стихотворений между собой. Этот этап исследования можно считать заключительным, потому что цель моей работы- выявить черты характера Сунь Укуна в современных произведениях будет достигнута по завершении этого пункта.

Для более наглядного сравнения качеств обезьяны в стихотворениях, мной составлена таблица, по которой удобней делать выводы о наличии тех или иных качеств Сунь Укуна.

Таблица состоит из всех качеств, перечисленных в результате анализа трех стихотворений.

Качество Стихотворение 1 Стихотворение 2 Стихотворение 3
глупость + +
смелость + ? +
честь + ? ?
готовность прийти на помощь + ? ?
сообразительность ? + +
упрямство ? + +
любопытство ? + +
мудрость +

Условные обозначения в таблице:

  • + ставился в том случае, если в стихотворении говорилось о наличии того или иного качества
  • — ставился в том случае, если в тексте стихотворения не только не говорилось о каком-либо качестве, но были черты характера, противоречащие возможности наличия данных черт

?     ставился в том случае, если в тексте не было никаких указаний на данное качество. То есть, если  в тексте не было упоминания качества: мудрость (обязательно наличие этого качества в одном или двух других стихотворениях), то в ячейке этого стихотворения тоже будет стоять вопросительный знак.

Стихотворения в таблице:

Стихотворение 1- 孫悟空- Sunwukong- Сунь Укун (первое из анализируемых стихотворений)

Стихотворение 2- 孙悟空的日常- Sunwukong de richang- Повседневная жизнь Сунь Укуна (второе из анализируемых стихотворений)

Стихотворение 3- 孙悟空歌谣- Sunwukong geyao- Баллада о Короле обезьян (третье из анализируемых стихотворений)

Итог анализа:

На основе таблицы стоит сделать некоторые выводы. Прежде всего стоит обозначить, что если в двух из трех стихотворений стоит +, а в третьем знак вопроса, то я считал это общим признаком. То есть, так как ни одно из стихотворений не отрицают некое качество, но большинство подтверждает, значит это мнение можно считать наиболее объективным. Если в таблице, помимо двух из трех плюсов стоит один минус, то это я считал как мнение большинства авторов, с наличием разногласий, так как в случае наличия минуса, получается, что есть расхождение во мнении. Если знаков вопроса или минусов в строке больше чем плюсов, я считал это, как мнение меньшинства, то есть менее точные данные.

Из данных таблицы, наиболее общими являются такие качества, как: смелость, сообразительность, упрямство, любопытство

Из данных таблицы, мнение большинства (с наличием разногласий) указывает на наличие у Сунь Укуна такого качества, как глупость

Из данных таблицы видно, что сомнительными, то есть качествами, о которых точно сказано лишь в одно стихотворении, а в других стихотворениях их либо нет, либо они даже отрицаются это: честь, готовность прийти на помощь, мудрость.

Таким образом, на основе анализа стихотворений и выявления качеств, представленных и описанных в работе, можно с уверенностью говорить о чертах характера, которые раскрываются в образе Сунь Укуна. Из них наиболее ярко выделяются качества, о которых шла речь и во время описания качеств Сунь Укуна в самом произведении «Путешествие на Запад». Этими чертами являются смелость и сообразительность героя, его упрямство и любопытство, а также глупость. Некоторые считают, что Сунь Укуна можно назвать мудрым, готовым прийти на помощь и честным персонажем. Однако, последние качества все-таки признаются меньшинством.

Также необходимо отметить, что второе и третье стихотворения написаны одним автором- Ляо Вэйцзюном. Однако, если второе из анализируемых стихотворений (孙悟空的日常- Sunwukong de richang- Повседневная жизнь Сунь Укуна) написано в 2016 году, то третье (孙悟空歌谣- Sunwukong geyao- Баллада о Короле обезьян) в 2007. Особенность в том, что в двух стихотворениях Сунь Укун предстает перед читателем совершенно в разных обличиях. После общения с Ляо Вэйцзюном была получена информация о том, что на самом деле, стихотворения были написаны по мере прочтения произведения “Путешествие на запад”. Соответственно, можно сделать вывод о том, насколько сильно изменился герой к концу произведения, о чем писал Вернер:  “Сунь Укун, волшебная обезьяна, отражает сущность тех людей, которые склонны совершать дурные поступки… Его монашеское одеяние символизирует возможность исправления человека”*.

На основе данного итога, я могу сделать вывод о проделанной работе.

*Вернер Э. Мифы и легенды Китая. М.,: “Центрополиграф” 2011 г. С. Гл. 14


“Национальный исследовательский университет”, “Высшая школа экономики”, Лицей

Дипломная работа. Выполнил: Кузнецов Василий Дмитриевич, Научный консультант: Стеженская Лидия Владимировна