Нить связи времен
В творчестве Марио Беллини множество разноцветных пятен, одно из них Кар-а-Сутра. Машина построенная совместно с Ситроеном опередившая и определившая эпоху развития минивэнов.
Ватьсьяяна Камасутра (так полностью называется древнеиндийский трактат) с санскрита при переводе на Великий и Могучий означает «Наставление по чувственным желаниям». Малланага Ватьсьяяна – автор написавший трактат в 5 веке в западной части Индии, однако при переводе с ближайшего современного языка хинди Sutra – нить, струна (в понятии связующего звена), Кама – имя Бога любви, однако в данном конкретном случае это обозначение любви в связи со сферой чувств и эмоций.
Концепция однообъемника (минивэна) ставшего популярным и даже модным автомобилем в 80-90х годах XX века приписывается Французскому автоконцерну Рено (Renault) с появлением в 1984 году Еспейс (Espace) навевавшего некие космические технологии Советского Бурана или Американского Шатла (были такие космические корабли многоразового использования во время гонки в завоевании околоземной орбиты).
Но, это не так… я не про орбиту.
Там, на загнивающем западе, во время рождения свободного и эмансипированного движения хиппи, две крупные компании — Ситроен (Citroen) совместно с Пирелли (Pirelli) для участия в автовыставках, а также для развития инноваций и исследования теорий, решили в 1972 году создать нетрадиционный и необычный в автомобильном мире шоу-кар. Однако собственным дизайнерам-инженерам Ситроена под руководством Робера Опрона не хватало идей, а все предлагаемые не находили отклика у «фокус группы» — казались немного переделанными традиционными автомобилями.
Тогда руководство уже объединенной компании PSA (Peugeot Citroën Automobile) решило прибегнуть к совершенно нестандартному решению, и понятно почему, ведь предлагалось создать абсолютно новую концепцию идей, о которой не было ни у кого представления. А кто может создать, что-то новое? Только творец, в смысле человек творческий…
Марио Беллини
Появляется известный и считавшийся на тот момент самым концептуальным дизайнером и архитектором Италии и соседних государств Марио Беллини – поддерживающий и пропагандирующий в своем творчестве решения свободного пространства. Обратите внимание, автомобилестроители обратились не к авто инженерам-дизайнерам, а к художнику-архитектору!
Беллини, просил не торопить…
6 месяцев творческих «скитаний», и вот, один короткий лозунг движения хиппи: «Make love, not war!», дословно переводится: «Занимайтесь любовью, а не войной!» подталкивает художника на совершенно новую концепцию автомобильной культуры. Хиппи с сопутствующими потребностями в свободе и эмансипации диктуют миру через руку художника «Дизайнерские заблуждения», в которых исследовались территории, столь же инновационные, сколь и необычные в автомобильной сфере и если некоторые из них останутся в серийных автомобилях, то у других никогда не будет коммерческого успеха. Это случай Citroen Kar-a-Sutra! Ситроен оставим без перевода, хотя конечно, фамилия Андре Ситроена (основателя компании) переводится как Лимонад.
Что же касается Кар-а-Сутра так это именно Нить, связывающая автомобили и творчество…
Но напротив ни в коей мере не следует объяснять название Кар-а-сутра этого забавного минивэна, однозначно, и уж точно он не имеет никакого сексуального характера или подоплеки свойственной «возвращением к природной чистоте через любовь и пацифизм».
Обычно считается, что хиппи верят в следующие понятия-положения:
- человек должен быть свободным;
- достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
- поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу, как величайшую драгоценность;
- красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
- все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
- духовная община — идеальная форма общежития.
Это выдержка, по сути, определяет смысл движения хиппи, она-же в абсолютном своем смысле определяет и концепцию Citroen Kar-a-Sutra! Будите, спорить?
Потенциальный «потомок» — Renault Espace появившийся в 1984 году просто не успел родиться раньше. Потребители всегда критичны к новинкам дизайна. Критика опережает сознание. Просто, вспомните свою реакцию на любые новые модели, одни Вам симпатичны, а другие кажутся некрасивыми иногда даже страшными. Проходит время, Вы присмотрелись, и…
Итальянский дизайнер Марио Беллини поставил под сомнение само понятие пространства, принятого в обществе, а по сути, навязанного автопроизводителями – как у хиппи: «изменяет внутренний строй…». Огромная площадь остекления удовлетворяет потребность в свободе приближая путешественника к природе, помните «красота и свобода тождественны…». Особое внимание художник уделяет комфорту объединив это понятие со свободным общением между пассажирами «община», как-бы намекая, комфорт и общение не отделимы друг от друга. И как мы с Вами видим, через 40 лет, Художник не ошибся в предложенной концепции опередив время на десятилетия.
Декорации, дополняющие шоу-кар Кар-а-сутра в выставочных и рекламных акциях того времени взяты из фильма Стенли Кубрика 1971 года «Заводной Апельсин» и вместе с идеей Беллини еще больше олицетворяют эпоху хиппи – маски, мемы, котелки, свободу, красоту, бескрайнее творчество, отсутствие границ…
Сама машина в ее широком понимании машиной не была. Беллини не предусматривал силовой установки и даже руля. По своей сути это огороженное, застекленное пространство с разборной крышей и кучей плюшевых подушек, установленное на автомобильном шасси. Однако один прототип все-же построили используя колесную базу 2950 мм от самого большого и модного серийного купе в классе GT (Гранд Туризмо) того времени Citroen SM. Внешне машина больше напоминала очень популярный в европейских странах Citroen Mehari за счет горизонтальных выштамповок корпуса.
Инженеры PSA (Peugeot Citroën Automobile) проникшиеся новой концепцией, предлагали переднее, «подкапотное» размещение силовой установки с приводом на передние колеса, для большей проходимости и компактности. Использовать предлагалось силовую установку 2,7 литра и АКПП от базового донора Ситроен СМ. Но V образная шестерка на поместилась поперек, а продольно установить, не позволяла длина подкапотного пространства. Предлагался также 600 кубовый двигатель от Citroen Mehari с механикой, которые точно помещались спереди.
В отличие от инженеров, руководители PSA не прониклись идеей художника и сочли, что мощность 170 сильного мотора и современная автоматическая коробка важнее предложенной концепции, или наоборот, так прониклись, что не допускали в силу скудоумия, что мощность не важна для этой машины. Тогда двигатель решили разместить сзади, сделав для него рундук (на фото один из пассажиров лежит на нем) сильно ограничивающий доступ к силовой установке и трансмиссии.
Скорее всего именно поэтому машину построили без возможности самостоятельного передвижения, ведь рундук силовой установки занял то самое пространство ограничивая предложенную художником свободу и возможность общения, работа мотора наверняка мешала слушать пение птиц через открытые люки крыши.
Вот так и другие мемы человечества упираются в узколобых коммерсантов, поначалу невидящих перспективы обновления, а в последствии даже не способных сожалеть об упущенном по причине старости или безвременной кончины.
март 2021. Евгений Агеев для Новости 94
Только Мюнхаузен понял в чем наша беда:
Мы слишком серьезны,
Умное лицо – это еще не признак ума,
Господа,
Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица,
Вы Улыбайтесь, Господа, Улыбайтесь!