Коммерческие запуски спутников
Глава европейского консорциума Arianespace сообщил, что компания не боится конкуренции со стороны американской компании SpaceX, ввиду резкого понижения курса евро относительно доллара и запланированном 5-6% снижении стоимости запуска ракетоносителя Ariane-5.
Также руководитель Arianespace Стефан Исраэль провел свежий опрос больших коммерческих спутниковых операторов и нашел, что запланированное многократное использование первой ступени ракеты Falcon-9, предназначающееся для сокращения стоимости запуска, в настоящее время не представляет реальной угрозы Arianespace.
Также он отметил, что у ракеты Ariane-6, изготовление которой подтверждено европейскими правительствами в прошлом декабре, есть достаточные коммерческие собственные преимущества, чтобы она смогла утвердиться на рынке коммерческих услуг запуска, не боясь конкуренции со стороны частично многократной Falcon-9.
Исраэль признал, что за прошедшие два года Arianespace и SpaceX постоянно конкурировали на рынке коммерческих запусков. С начала 2014, компании сформировали фактическую дуополию, хотя Arianespace к этому времени выиграл большинство контрактов. «Очень часто выбор поставщика услуг не происходит только лишь на основании стоимости запуска. Некоторые клиенты настаивают на условиях, имеющих отношение к датам запуска или скорости подготовки запуска, что устраняет одного участника от конкурса» – добавил он.
Соотношение сил между этими двумя компаниями в отношении стоимости характеризуется преимуществом SpaceX. Стоимость запуска для малых спутников (до 6 тонн) приблизительно $60 миллионов по сравнению с $90 миллионами, которые просит Arianespace. Однако у европейской компании на протяжении десятилетий не было ни одного неудачного запуска, что позволяет говорить о ее сверхнадежности и безупречной репутации.
Ракета Falcon-9 была запущена 18 раз, начиная с 2010. Все запуски были успешными, включая безупречные полеты к геостационарной орбите, что понижает силу аргумента Arianespace при сравнении надежности. Как результат, Arianespace снизил цены, чтобы уменьшить преимущество SpaceX.
Компания также увеличила цены за вывод более тяжелых спутников, потому что ее основной конкурент ISL с российским «Протоном» сталкивается в последнее время с затруднениями, связанными с надежностью ракетоносителя, а программа «Морской старт» вообще близка к своему закрытию. Правда Arianespace может потеряет свою монополию в этом сегменте рынка, как только SpaceX введет в эксплуатацию Falcon Heavy в 2016.
Arianespace и Airbus Safran Launchers – совместное предприятие, в котором 39% принадлежит Arianespace, является основным подрядчиком по обеспечению текущих запусков Ariane-5 и будущих Ariane-6. Оно согласилось уменьшить стоимость запуска и операционных услуг на 5-6 процентов. Этого уменьшения, как сказал Исраэль, должно быть достаточно, чтобы держать в страхе SpaceX, если евро остается на прежнем уровне.
Регулярная конкуренция Arianespace-SpaceX начиналась в то время, когда евро стоил 1,35 за доллар. Теперь курс приблизительно 1,10, а это огромная помощь европейской ракете.
Понижение стоимости евро против доллара предоставляет Arianespace еще одно преимущество. Покрытие страховки, в случае неудачного запуска, также будет производиться согласно новому курсу, что предоставляет новым заказам значительное преимущество европейской компании.
Также руководитель Arianespace сообщил, что консорциум полностью готов к тому, что SpaceX преуспеет в своей попытке восстанавливать первую ступень Falcon-9. Но это только начало вопроса. Остается неизвестным, насколько стоимость восстановления будут меньше стоимости производства в большом количестве новой ступени. Он сказал, что также неясно, согласятся ли коммерческие спутниковые операторы запускать телекоммуникационные спутники стоимостью $200 миллионов на ракете с восстановленной ступенью.
Наконец, сказал он, использование многократной ступени означает уменьшение веса полезной нагрузки, так как нужно достаточно топлива, чтобы обеспечить возвращение назад. В настоящее время SpaceX пытается возвращать ступени только при полетах на низкие орбиты, но пока ничего не говорит о возврате ступени с геостационарной переходной орбиты, где сейчас эксплуатируется большинство коммерческих спутников.
май 2015. Евгений Агеев для Новости 94