Из леса – прочь! Краткая история SUV
SUV (англ. Sport Utility Vehicle или Suburban Utility Vehicle) — маркетинговый термин для обозначения внедорожников.
Мода на активный образ жизни, захлестнувшая офисных работников всего мира, неминуемо затронула и автомобильный рынок. Трудящиеся, желающие посещать дикие пляжи и заповедные места, а также возить с собой горные велосипеды, байдарки, доски для серфинга и прочее спортивное снаряжение, сформировали спрос на новый тип автомобилей. Но одним классом дело не ограничилось…
Там, где деньги, бурлит маркетинговая мысль. Сделать универсальный автомобиль – дело не хитрое: жертвуя одними качествами всегда можно улучшить другие. А вот собрать воедино все – к примеру, престиж, роскошь, динамику, практичность, внедорожные качества– не получится. Тем не менее, внедорожники эволюционируют в этом направлении уже 23 года. Именно 23, потому что в 1992 году мир познакомился с первым представителем SUV – Jeep Grand Cherokee.
Отдадим должное марке Jeep – ведь и появлением более или менее комфортных внедорожников мы также обязаны ей. В 1946 году начались продажи первой модели легкого вездехода «для дома, для семьи», созданного на базе знаменитого Willis – Overland.
Именно Grand Cherokee задал стандарты класса SUV (Sport Utility Vehicle) на долгие годы вперед. Отказавшись от традиционной рамы в пользу усиленного несущего кузова, инженеры «убили» сразу двух зайцев: понизили центр тяжести и существенно снизили массу автомобиля. С двигателем V8 мощностью 212 лошадиных сил Grand Cherokee преодолел психологическую черту – достиг максимальной скорости 200 км/ч и смог разогнаться до 100 км/ч быстрее 10 секунд. Он доказал, что внедорожник может на асфальте составить серьезную конкуренцию многим легковым автомобилям. «Первый блин» не мог быть идеальным.
Но главный недостаток Grand Cherokee – посредственная управляемость, обусловленная крепкой, но примитивной подвеской, – определил вектор развития класса. Последователи один за другим стали делать переднюю подвеску независимой. Сейчас же почти все европейские и японские SUV имеют полностью независимую подвеску всех «Первый блин» не мог быть идеальным. Но главный недостаток Grand Cherokee – посредственная управляемость, обусловленная крепкой, но примитивной подвеской, – определил вектор развития класса. Последователи один за другим стали делать переднюю подвеску независимой. Сейчас же почти все европейские и японские SUV имеют полностью независимую подвеску всех четырех колес. Задний мост – дань традиции американскому рынку, где большинство полноразмерных SUV строятся на базе пикапов.
Первый полноразмерный европейский SUV –Mercedes ML на платформе W163 образца 1998 года. В Штутгарте пошли своим путем. Раму оставили, но сделали ее облегченной. Несмотря на наличие пониженного ряда в коробке передач, на бездорожье машина оказалась совершенно беспомощной. Виной тому – отсутствие каких бы то ни было блокировок. Их заменителем должна была стать не в меру умная электроника, подтормаживающая одно из буксующих колес. Но на практике автомобиль, «очень похожий на вездеход», вяз на раскисшей лесной дороге и просил трактора. Немцы даже давали по этому поводу разъяснения: используйте машину по назначению! И правда, нет такой заснеженной дороги или проселка, где бы ML не прошел. Да и ездить на них уже научились: отключаем систему стабилизации, и больше газу: похрустывая тормозами, Mercedes ползет!
Так же как и Grand Cherokee, Mercedes ML задал вектор развития: аналоги его электронной антипробуксовочной внедорожной системы стоят ныне почти на всех полноразмерных кроссоверах. Что же до рамы, то от нее отказались абсолютно все, и второе ныне продающееся поколение ML имеет несущий усиленный кузов.
ВНЕДОРОЖНИК ДЛЯ… АВТОБАНА
Следующая группа автомобилей для активного отдыха– кроссоверы. В зависимости от габарита их принято называть средне — и полноразмерными. Самый яркий представитель – BMW X5 первого поколения. Сейчас, когда в лидеры продаж выбивается второе поколение «бумера», можно сказать правду. X5 – высокий универсал, поставленный на платформу 5-й серии BMW. Отсюда – его феноменальная для внедорожника управляемость при активном пилотировании. Все без исключения авторитетные автомобильные издания, тестировавшие только что сошедшие с конвейера X5, сходились во мнении, что в плане драйва ничего лучшего в классе нет и быть не может.
Правда другая: на дорогах, далеких от совершенства, детали подвески и рулевого управления долго не живут. Но те, кто любит X5 и ездит на нем, внимания на повышенную стоимость эксплуатации обычно не обращают. После головокружительного успеха X5 свои близкие по идеологии модели поспешили представить Volkswagen, AUDI, Volvo и Porsche. Mercedes и Volkswagen пошли своим путем, представив модели ML и Touareg на двух рынках сразу: в зависимости от оснащения эти машины могут весьма быстро и качественно ездить по асфальту или, напротив, ползать по болотам.
ЕЩЕ МЕНЬШЕ, ЕЩЕ ПРОВОРНЕЕ…
Отдельная история – небольшие представители этого класса. Называют их по-разному: «компактный внедорожник», «паркетник» или даже «дамский джип». Основоположник класса – Toyota RAV-4. Он же и бессменный лидер в классе, несмотря на смену трех поколений модели. Ярлык «женская машина» в корне не верный. Конечно, все «маленькие джипы» выглядят мило, а выбирающие их дамочки радуются: «Высоко сижу, далеко гляжу…» Однако RAV-4 первого поколения был вне конкуренции по отношению динамики и вездеходных качеств, благодаря действительно постоянному полному приводу, блокировке межосевой муфты, хорошим параметрам геометрической проходимости и малому весу. Там, где в дюнах вязли настоящие вездеходы, RAV-4 носился, как по асфальту. В последующих поколениях его стали делать все более «асфальтовым».
Из новейших веяний в классификации автомобилей для активного отдыха стоит отметить аббревиатуру SAV– Sport Activity Vehicle. Эти три слова придумали немцы, когда выпустили на рынок маленький, но гордый BMW X3. К быстрому и резкому баварскому автомобилю эпитет «утилитарный» совершенно не подходил. «Бешеная турботабуретка» Mazda CX-7 на базе спортседана Mazda 6 MPS тоже позиционируется как SAV. В компанию к ним просится и Land Rover Freelander второго поколения, выросший из «паркетников» как по габариту, так и по цене. Но, в отличие от BMW и Mazda, английская машина еще очень неплохо ползает по бездорожью, неизбежно проигрывая в других дисциплинах.
Вне зачета выступает престижный и дорогой кроссовер Lexus RX 400h с гибридной силовой установкой. Симбиоз бензинового мотора и электротяги – удел эстетов. Напоследок стоит отметить независимую ветвь автомобильной эволюции – универсалы повышенной проходимости. Это обычные легковые универсалы, которые даже не стремятся казаться вездеходами. Но в их арсенале – полный привод и увеличенный дорожный просвет. Задача такого автомобиля – не чиркнуть брюхом на проселке и проехать по шоссе раньше, чем это сделает снегоуборочная техника.
Еще несколько лет назад все было просто: Subaru Forester – подешевле, Volvo XC70 Cross Country и Subaru Legacy Outback – подороже, Audi Allroad Quattro – просто дорого. Теперь же в класс ринулись новые игроки, включая Skoda с их новинкой Oktavia Scout. Тенденция же общая – ближе к асфальту, выше скорость и «легковая» управляемость.
июль 2015. Евгений Агеев для Новости 94