Бичурин
Шел 1824 год.
В монастыре, заточенный в сырой темнице Валаама, томился Никита Бичурин — Архимандрит Иакинф. Его мучил кашель. Пища была самой простой – хлеб и вода. За стенами монастыря шумело под ветром Ладожское озеро.
Никита смотрел в маленькое зарешеченное оконце и видел только облака на небе да верхушки елей и сосен. А в голове узника проносились воспоминания о далеких восточных странах. Когда-то этот человек возглавлял Духовную миссию, и где? В китайском городе Пекине.
Бичурин стремился туда для изучения восточной страны, ее народа, его обычаев и культуры. Для этого выучил китайский язык. Для русской науки это был редкий ученый. В течение нескольких лет Бичуриным был собран материал о монголах, маньчжурах и тибетцах, других народностях Китая.
В 1821 году из той восточной страны Никита отправился на родину. Шел караван верблюдов с рукописями ученого. Возвратившись в Россию, Бичурин не ведал, что его предаст духовенство. А оно отнеслось враждебно, настрочив царю донос.
И попал Никита в темницу, и пробыл там до 1826 года, а затем его перевели под Петербург, сделав простым монахом. Надзирала за ним братия. Но и под опекой монахов работал Никита Бичурин, написав несколько научных книг по востоковедению. На монахов, конечно, таил обиду.
Счастьем Никиты была встреча с А. С. Пушкиным, которому он отдал в дар свою книгу «Описание Тибета». Был знаком Бичурин и с декабристами, знал об их планах. Поднадзорный монах трудился во благо российской науки, претворяя свои воспоминания в книжные строки.
Сколько таких не слишком известных тружеников было третировано завистливыми «друзьями», сколько сгинуло их в сырых подвалах монастырей, не знает никто. Время от времени находятся рукописи неизвестных авторов давних лет.
На Руси сподвижники науки трудились во имя будущего.
март 2015. Шаров Александр Анатольевич для Новости 94