ЕКА и НАСА разрабатывают совместную миссию по полету к астероиду

23 апреля 2015 европейская промышленность начала работу над разработкой двух концепций, связанных с проведением инновационной миссии Asteroid Impact Mission, запланированной ЕКА. В задание такой миссии входит полет к астероиду, мониторинг его полета, встреча с другим космическим кораблем DART, который будет разработан НАСА. После этого DART, по команде с Земли, столкнется с маленькой луной астероида, а AIM соберет данные об этом столкновении. Как предполагают ученые, это научное исследование поможет человечеству определить стратегию защиты Земли от столкновений с астероидами.

В прошлом месяце было дано официальное начало миссии Asteroid Impact Mission (AIM), когда инженеры приступили к фазе эскизного проектирования. В настоящее время производственные консорциумы приступили к разработке концепций проекта — создание спутниковой платформы, размещению на ней полезной нагрузки и систем эксплуатации.

«Запуск двух промышленных концепций параллельно является испытанным и проверенным способом выбрать самый лучший проект», – объясняет Карим Меллаб, менеджер проекта AIM. «Решение будет принято после анализа двух проектов примерно через 15 месяцев, после постановки задачи».

Выбранная концепция затем будет представлена Совету ЕКА (Европейское космическое агентство) в ноябре 2016 на утверждение. В случае одобрения, концепция миссии будет принята ЕКА в работу и перейдет из стадии автоматизированного проектирования в стадию изготовления составных частей и объединение их в единое целое.

Однако, какой бы проект не был выбран, миссия должна быть начата в октябре 2020, наиболее благоприятное время для стартового окна, чтобы оптимально долететь до астероида и его луны.

Разработки для исследования космического пространства.
Для изготовления космического аппарата AIM и наземных эксплуатационных систем будут заключены два контракта с двумя консорциумами. Приборы, с помощью которых будут выполняться научные исследования, планируется изготовить в научных учреждениях, находящихся на территории стран-членов ЕКА.

«Полезная нагрузка — это, как правило, то оборудование, которое будет выполнять научные исследования», – говорит Андреас Галвес, один из ведущих разработчиков миссии. «Для AIM будет важно использовать каждый свой ресурс максимально эффективным образом, поэтому полезная нагрузка на нем будет иметь двойное назначения. Мы должны обеспечить качественную работу всех систем космического аппарата и максимально использовать каждый килограмм, который он возьмет с собой для исследования астероида».

Такой подход также будет частью инновационных технологических новинок, из которых следует особо выделить использование в дальнем космосе лазерной связи, во время будущей миссии. Возможность использования AIM спускаемого аппарата для изучения астероида, в настоящее время изучается в DLR, Германском аэрокосмическом центре.

«AIM предлагается в качестве следующей миссии ЕКА к небольшому небесному телу, такой же как и Rosetta», – добавляет Карим. «Однако такое, несомненно, амбициозное предприятие, будет стоить на порядок дешевле, чем Rosetta». Частично снижение стоимости станет возможным из-за того, что цель будет намного ближе, соответственно и срок миссии будет намного меньше, чем десятилетний полет Rosetta. AIM будет лететь всего лишь год к своей цели, двойной небесной системе – астероиду Didymos и его маленькой луны.

Космический корабль AIM будет иметь стартовую массу 800 кг при запуске, а по размером его можно будет сравнить с большим офисным столом. Он также будет намного меньше, чем Rosetta, которая имеет размер большого грузовика.

Остальная часть экономии должна быть достигнута за счет применения на борту аппарата специального автоматического оборудования для уменьшения количества персонала, необходимого для выполнения миссии. Также космический корабль мог бы использовать телекоммуникационный маяк авианосца в качестве упрощенных средств общения с ним.
Команды контракта.
Первый контракт будет заключен с консорциумом, который будет состоять из немецкой компании OHB, итальянской компании Telespazio, работающей над созданием наземной инфраструктуры и португальской компанией SpinWorks, специализирующейся на навигации и аспектах управления.

Второй контракт будет заключен с консорциумом, состоящим из бельгийской космической компании QinetiQ и испанской GMV, которые займутся анализом полученных научных данных, наведением, навигацией, управлением и поддержкой наземной инфраструктуры.

«Наведение и навигация являются важной составной частью этой миссии», – комментирует Карим. «Во-первых, космический корабль должен найти свою цель через 480 миллионов километров космического пространства и в срок прилететь к намеченному астероиду. Затем он должен выполнить визуальный расчет для проведения сложных маневров вокруг системы Didymos, используя ограниченное количество ракетного топлива».

Совместная попытка.
AIM должен быть на позиции в конце 2022, перед тем как космический корабль НАСА Double Asteroid Redirection Test (DART), должен будет врезаться в луну астероида. Наблюдения с AIM помогут определить, насколько кинетическая энергия удара DART переместить луну от астероида.

Одна и другая миссии, вместе представляют собой элементы международного космического сотрудничества на демонстрационном полете по отклонению астероида под названием «Оценка столкновения и отклонения астероида» ( Asteroid Impact and Deflection Assessment (AIDA).

«AIDA – захватывающая и очень экономичная миссия, которая позволит продемонстрировать различные технологии и методы, с помощью которых можно отклонять астероиды от их курса тем самым получить возможность защиты планеты от космических небесных тел», – говорит Линдли Джонсон, руководитель программы со стороны НАСА. «Мы рады, что ЕКА завершило Фазу-A, связанную с общими вопросами, и решило официально перейти к Фазе-В – определение концепции. Нашу собственную миссию DART планируем начать в течение следующих нескольких месяцев, после некоторых подготовительных процессов».

апрель 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

 

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)