Деревянные церкви Руси

В Республике Карелии, вблизи её столицы (Петрозаводска), в Онежском озере находится скопление островов. Это Кижские шхеры – маленькие острова с большим числом бухт, в центре которых находится главный – Кижи – нынешний музей-заповедник, хранящий шедевры русского деревянного зодчества 18 – 19 столетия.

В давние времена территорию острова занимали племена корела и весь, которые на местном наречии прозвали остров «игрищами» («кижат»), в связи с языческими обрядами, составлявшими их образ жизни.

Позже торговля привела в эти земли Новгородцев, которые принесли с собой христианство. Из сохранившихся записей можно сделать вывод, что в 16 веке уже существовал знаменитей ансамбль деревянных церквей Преображенской, Покровской, колокольни. В 1690х архитектурную композицию уничтожил пожар, возникший из-за удара молнии.

Покровскую церковь начали отстраивать заново спустя несколько лет. Двадцатилетие спустя был заново отстроен храм Спаса Преображения. Через полвека изменения претерпела церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Позднее всех – почти в самом конце 19 века – была восстановлена колокольня.

По традиции принято считать, что данное чудо архитектуры создано «без единого гвоздя». В действительности, гвозди использовались при обработке покрытия церковных глав осиновыми деревянными пластинками.

В общем количестве глав можно усмотреть подтекст. На Преображенском храме их 22, на Покровском – 10, на колокольне – 1. Полученную цифру – 33 – христиане воспринимают как намёк на срок жизненного пути Иисуса Христа.

Ансамбль представляет собой образец строительного мастерства своего времени. Бревенчатые стены созданы традиционным способом, посредством выемки для следующего бревна.

Каркас храма Спаса Преображения состоит из восьми стен с четырьмя пристройками. Между брёвнами нет утепления, поскольку помещение задумывалось как летнее. Одна из пристроек – трапезная, крыша которой имеет три наклонных плоскости, ко входу ведут две лестницы крыльца. Главы поднимаются от низшего яруса к высшему по пирамидальному принципу. Храм является доминантой композиции, сочетая в себе много технических и художественных приёмов. Здесь проходили служения. Трапезная использовалась для будничной рутины: собраний крестьян, ведения записей о крещении, венчании, отпевании.

Внутри церковь изначально украшал богатый иконостас. В 1980 состояние здания посчитали аварийным, из помещения убрали всё, установили укрепляющие конструкции. Реставрация пережила много этапов и до сих пор не завершена.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы не настолько пышен, но отголоски образа «доминанты» в его внешнем виде присутствуют. На четырёхстенное основание установлена восьмистенная башня. Венчают её 9 глав, 8 вокруг большой центральной. Пристройку венчает ещё одна главка. Церковь считается зимней.

Первоначальный внутренний облик Покрова не сохранился. Стенам пришлось пережить штукатурку и краску. Реставрационные работы 1950 гг под руководством А.В.Ополовникова помогли отчасти восстановить прежнее впечатление. Иконостас включает работы мастеров 12 – 19 вв.

Заключительным штрихом ансамбля выступает колокольня. Восьмистенная башня на четырехгранном срубе имеет шатровое завершение.

История Кижей нелёгкая. Кижанам приходилось пережить приписание своего погоста (объединённой группы деревень) к заводам, запрет проведения богослужений. События 1940х гг оказались разрушительными. После них плотники-реставраторы несколько лет трудились над возрождением деревянных памятников.

В 1959 работы были окончены. Приняли решение о создании заповедника. Со всех деревень стали свозить архитектурные достоинства. Музей приобрёл международное значение. Ансамбль в 1990 пополнил список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Воскрешения Лазаря перевезли из Муромского монастыря. Если бы не главка на крыше, постройка ничем не отличалась бы от избы. Таков стиль 14 века, когда создал её преподобный Лазарь. Иконы выполнены в 15 – 16 вв. Среди них знаменитые Царские врата со святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим.

Часовня Михаила Архангела родом из деревни Леликозеро. По архитектурному стилю напоминает Лазаревскую, хотя создана в 18 – 19 вв. Симфонию двух рядов иконостаса завершает Спас Вседержитель в кольцевом замке потолка.

Из соседних деревень (Середка на Клименецком острове, Липовцы и Мужосторов Медвежьегорского района, Логморучей близ Петрозаводска) в музей перевезены иллюстрирующие традицию избы – Дома Елизарова, Ошевнева, Сергеева, Яковлева, Амбар Судьина, Баня, Ветряная мельница.

Вокруг Кижей на островах также сосредоточены памятники старины. Их называют Кижским ожерельем. Среди них часовня св. Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в заброшенной деревне Подъельники. Она клетского типа (один или несколько прямоугольных срубов-клетей), с шатровой колокольней над сенями.

Сегодня в Кижах проводятся, как богослужения, так и экскурсии. (На Новый год и Рождество организуются вертолётные экскурсии на остров). Многочисленны обучающие семинары, виртуальные выставки, конкурсы, фестивали, представлены работы фотохудожников, актёры музея занимаются старинными ремёслами, демонстрируются коллекции предметов быта и одежды, на память можно купить магнитные сувениры и открытки.

Интересно вспомнить фестиваль «Гвоздь» 2015 года. Посетителям давалась возможность самим выковать гвозди со своим именем, но не все забирали сувенир. Их использовали в ремонтных работах Храма Спаса Преображения.

Знаменитая Колокольня участвует в фестивале колокольных звонов, на который съезжаются лучшие в стране звонари.

В будущем возможно создание трёхмерной модели Петропавловской часовни. В начале лета 2016 студенты-архитекторы из Санкт-Петербурга посетили музей с целью прохождения обучающих программ, сообщив о своём проекте.

В июле 2016 года зрителей порадовали фольклорные выступления гостей из разных городов России. Форум Посвящен былинам. Вспоминалась история русских, вепсов, карел.

На Кижах находится могила Трофима Рябинина – великого сказителя былин. Он обладал удивительным даром устного слова, феноменальной памятью. Недавно Кижи посетили его потомки, обсуждался вопрос установки памятника певцу старины.

Музей под открытым небом принимает посетителей круглый год. Зимой озеро покрыто льдом, добраться можно на вездеходе или катере на воздушной подушке. Можно поучаствовать в снегоходном туре. Летом удобно воспользоваться «кометами» и «метеорами» из Петрозаводска или катерами из Великой Губы Медвежьегорского района. Из Петербурга и Москвы организуются специальные теплоходные круизы.

октябрь 2016. Данила Волос для Новости 94

One thought on “Деревянные церкви Руси

  • 26.02.2017 в 12:06 дп
    Permalink

    Кижи, Валаам, Соловки, Трифонов-Печенгский Монастырь — все это не только колыбель Русского православия но и Великая Русская История, хоть и забытая на короткий промежуток времени, но восставшая из пепла вернулась к людям, вернув и Веру и Любовь!

Обсуждение закрыто.