В Тбилиси посылают в Абанотубани
Удивительный этот край – Грузия! Тут много чего есть интересного и в то же самое время мало что нам всем известного.
Грузия – маленькая страна, но гордая своей историей, своими традициями и обычаями. Между прочим, последнее отнюдь не дань моде, это скорее воспитание смолоду. Ещё ребёнок маленький, а ему уже рассказывают старинные легенды, истории, сказки. Это и делает грузинскую нацию сплочённой, потому что из поколения в поколение передаётся уважение к предкам. Наверно за счёт этого и сохранились в Грузии старинные храмы, старинные дома и конечно же, старинные აბანოთუბანი (серные бани). Это старинное традиционное место сохранено до нашего времени.
Именно место. Это даже скорее большой старый квартал Тбилиси. Собственно сам город стоит на серных источниках. Всё началось с того, что основатель города Царь Вахтанг Горгасали заметил как-то, что раненый олень, попробовав этой воды выздоровел, это первая версия, но есть и вторая: Горгасали любил соколиную охоту, и в один из дней проводил время за любимым делом. Его сокол поймал фазана и птицы упали между деревьями, найдя своего сокола в добром здравии Вахтанг увидел что добытый фазан сварился в горячем источнике. Решение основать здесь город решился сам собой и вскоре на месте источника установили бани.
Первое упоминание о датировано 17 веком, а окончательный облик бани приняли уже в 19 веке. И они стали главной достопримечательностью города (как Сандуновские бани в Москве). Мало того, что сюда ходили купаться именитые местные жители, так ещё и гости города стали обязательно наведываться в эти заведения.
Естественно для каждого класса населения свой уровень бань. Например, знаменитая серная баня Орбелиани была доступна высшему и среднему звену общества. Именно в ней омывали свои тела Пушкин и Дюма. Это им настолько понравилось, что даже великий поэт имел смелость рекомендовать русским баням кое-какие специфические элементы грузинских серных бань.
«Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Опишу их подробно. Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать составы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку, е sempre bene). После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух!
NB: шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за таковое нововведение.»
Путешествие в Арзрум. А.С.Пушкин
После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония.
Но что есть в Грузии, не должно быть в России. Просто всему своё место, в этом и есть отличие в мире среди стран. Например, финны не понимают свойства русских и грузинских бань, но зато всегда рады рассказать про целебные свойства финской бани. Между прочим, во Франции Дюма-отца так и не поняли: в чём прелесть серных бань, если есть простой водопровод с простой водой (а в средние века французы вообще не мылись, помните?). И как он им не объяснял его слушатели, так и не поняли целебность источников.
Что касается серных бань Абанотубани, то в советское время их источники использовались даже для водопровода. Это решило проблему строительства котельных. Вода то в источники горячая или скажем так, тёплая. Правда мощностей на весь город не хватало, но хоть часть да пила серную полезную воду. Правда, для того чтобы её пить, воду нужно было остудить.
Бани существуют до сих пор, некоторые из них даже превратились в санатории. А в очень непростое время для страны три бани были проданы, но народ поставил условие – покупка состоится, если бани останутся банями и будут охраняться как памятники архитектуры. Это условия приняли.
май 2015. Евгений Агеев для Новости 94