АМС Марс-2 и -3 продолжение
В конце 1971г межпланетные аппараты «Марс-2 и -3» вышли на орбиту Марса. Это событие произошло соответственно 27 ноября и 2 декабря. При этом программой исследований обеих космических аппаратов предусматривалось проведение наблюдений поверхности планеты, находясь на разных эллиптических орбитах. Так, например, полный оборот вокруг планеты «Марс-2» выполнял за 18 часов, а полный оборот «Марс-3» составлял одиннадцать дней. Наличие двух орбитальных станций создавало особенно благоприятную возможность для выполнения самых разнообразных научных экспериментов.
Обе станции имели в своем распоряжении специальный комплекс бортового оборудования для проведения различных исследований атмосферы и самой планеты. Комплекс аппаратуры позволял выяснить температуру поверхности; составлять карты, на основании топографических исследований; определить концентрацию молекул воды в атмосфере; изучать свойства околопланетного пространства.
В поле зрения научных приборов попадали участки поверхности шириной от 6 до 50км. С Земли во время аналогичных наблюдений при помощи оптических телескопов удается просмотреть участки шириной 500-1000км. Этот наглядный пример показывает, почему спутники, находящиеся на орбите, позволяют изучать Марс более тщательно.
Показатели температуры поверхности вдоль траектории полета измерялись инфракрасным радиометром. Удалось определить, что они менялась в зависимости от времени местных суток, рельефа поверхности и географической широты: от +15 до -95 по Цельсию. При измерении температуры в области северного полюса было зафиксировано значение -110. Полученные данные позволили сделать предположение о свойствах марсианского грунта. Так, например, была установлена низкая его теплопроводность, соответствующая сухому песку. Темные области планеты (моря) оказались более теплыми, чем светлые области (материки).
Исследования рельефа проводились с помощью инфракрасного фотометра, в задачу которого входила фиксация интенсивности солнечного света, который отражался от марсианской поверхности. Проходя дважды сквозь атмосферу (вниз и вверх) он попадал на приемник солнечного излучения, при этом длина его пути зависела от высоты изучаемого участка поверхности. Чем она была меньше, тем длиннее был путь световых волн. Оборудование, предназначенное для изучения этого эффекта, состояло из телескопа, который наводился на определенный участок поверхности, фотоприемника и нескольких фильтров, которые позволяли пропускать узкие участки спектра.
Если говорить о первых топографических исследованиях поверхности Марса, то они проводились с Земли, при этом удалось обнаружить разность высот до 12-15км. Исследования с помощью советских орбитальных станций позволили получить более детализированную карту рельефа местности.
В состав бортового научного комплекса обеих станций входила аппаратура, позволяющая измерять яркость планеты. С ее помощью были проведены исследования относительно того, как распределяется яркость в области терминатора (пограничный участок поверхности, где происходит соприкосновение дневной и ночной стороны). Было определено, что в этом месте яркость зависит от состояния атмосферы планеты – от уровня пыли, которая в ней находится в тот или иной момент.
Большие трудности возникли при измерении концентрации воды, которой очень мало в атмосфере Марса. Чтобы их преодолеть, советские ученые разработали специальный прибор, с помощью которого удалось измерить интенсивность даже самых слабых концентраций воды. Показания этого прибора позволяли сделать вывод, что вода присутствует в атмосфере в крайне малых количествах, если проводить сравнение с нашей планетой. И хотя до этого полета считалось, что вода присутствует в достаточных количествах, оказалось, что Марс – это очень сухая планета.
Станции имели в своем сотаве радиотелескоп, который позволял принимать излучаемые Марсом радиоволны, а также измерять их интенсивность. С помощью проведенных экспериментов, удалось определить температуру грунта под поверхностью, что позволило понять плотность и состав грунта.
Установленные на обеих станциях, фототелевизионные камеры позволяли выполнять фотографирование поверхности с высоким разрешением. Нужно отметить, что в данном случае фотографирование Марса не считалось основной задачей.
Во время нахождения станций на орбите исследователям сопутствовала удача. Удалось заснять одну из самых продолжительных и исключительных по силе пылевых бурь. Она началась в сентябре 1971 года и охватила полностью всю планету. Детали поверхности, обычно хорошо наблюдаемые в земные телескопы, стали неразличимыми. В начале декабря было отмечено некоторое прояснение марсианской атмосферы, но вскоре буря разразилась с новой силой.
Конечно же, большой интерес в то время представляли снимки всего Марса. Впервые удалось провести фотографирование фаз Марса, которые нельзя наблюдать с Земли. Помимо перечисленных исследований обе станции проводили изучение процессов, связанных с прохождением солнечного ветра через планету и его взаимодействий с ионосферой, регистрировали спектры заряженных частиц.
Станции проработали на орбите Марса до августа 1972 года, до момента, когда было исчерпано полностью все топливо.
июль 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94