Первый тест (сравнительный) гусеничных комплектов для Мотоцикла. Участвуют сильнейшие мотосноубайки: 2Moto Radix, Timbersled, Explorer AD Boivin, Frozen moto!

Прошло уже 5 лет с тех пор как мы имели возможность опробовать первые мотосноубайки. Тогда это был такой фантастический опыт, что я не мог не рассказать всем, кого знаю об этом зарождающемся спорте. В этом я не был одинок.

Мои друзья: Михаил Хлебалов и Дима Рывкин были настолько впечатлены увиденным на Сахалине, что купили себе по комплекту. Мы с ребятами наблюдали своими глазами, как два парня на мотоциклах с Explorer сделали (обогнали — прим. редакции)  все снегоходы! На той гонке.

И поверьте там такие снегоходы были — Хорошие… Мы лично свистели и кричали судьям, когда они объявили не тех победителей, а они в ответ: «мол ребята вне зачета» так прокатились, и вообще это что за спортивный снаряд говорят: «снегоход или мотоцикл?»

Больше всех расстроилась Марина из Ленинграда (Санкт-Петербург), ей очень понравился пилот-победитель. И действительно, Андрей из Вилючински (Камчатка) — высокий такой, метра под два ростом, плечи… с мотоциклом обращался как с игрушкой…

EXPLORER 1 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO
EXPLORER 1 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO

Во многом это спорт без родины. Это не снегоход, не мотоцикл, и не гидроцикл, это комбинация и того и другого и третьего. Мотоцикл переобутый в лыжу спереди и гусеницу сзади, открывает новые горизонты эксплуатации зимой, и даже летом (такую возможность, к сожалению, дает только Канадец).

Пока этот вид спорта не охватил весь мир, но это не значит, что ничего не происходит. На самом деле сейчас настоящий всплеск разработки гусеничных комплектов и пристальное внимание фанатов, журналистов и предпринимателей приковано к таким устройствам и производителям.

Недавно мы были приглашены обратно на Сахалин, чтобы участвовать в снежной гонке между основными конкурентами гусеничных девайсов. Я провел четыре дня, катаясь по местным горкам и тестируя претендентов. По одному комплекту на каждый день.

Вооружение: Timbersled на Yamaha WR450F, 2Moto Radix на Suzuki RMZ450, Explorermoto на BMW G450X, Frozen moto на Kawasaki KX450F комплекты, как и пилоты, съехались из разных мест, сторожила Explorermoto приехал из Москвы от дистрибьютора вместе с мотоциклом (на колесах), Frozenmoto Давид привез из Америки (в России пока не продается), Timbersled – местный с Сахалина, 2Moto – Приморский край.

Поездка на мотосноубайке.

9 месяцев миновало с моей последней поездки на мотосноубайке, в феврале, на Карельском полуострове совместно с BMWClubMoto. Читайте пожалуйста «МотоКарельские выходные» и посмотрите Фотоочерк «Лица» МотоКарельских выходных»

В первый день идея была в том, чтобы начать с трассы для снегоходов, полегче, по укатанному снежку. Этот план продержался около 30 секунд, один из «наездников по моложе», стремящийся  продемонстрировать своё мастерство, рванул в гору. Чтобы не отставать, остальные последовали за ним. Удивительно, я немедленно забрался на пару невысоких сопок, на своем 2Moto Radix – Suzuki, в конце подъема начиналась пробуксовка, пришлось понижать передачу и больше так не делать.

Это было незадолго до того как  я окончательно застрял в рыхлом снеге. Тем не менее, мы демонстрируем один из замечательных аспектов езды на сноубайке. Шансы навредить себе очень малы. Обычно вы просто падаете в снег. Я тоже падал.

Мне сложно дать описание для опытного мотоциклиста – насколько свободно себя чувствует сноубайк во время езды. Это смесь между катанием по песчаным дюнам и гидроциклом. Выбравшись на снежную целину, Вы в буквальном смысле можете кататься где угодно. Снежные просторы предоставляют бесконечные  возможности для выписывания невероятных поворотов и хилклаймбинга. Лично мне просто нравится езда меж деревьев. Мне нравится чувство передвижения от одной точки до другой без какого-либо конкретного маршрута. Ни с чем не сравниться ехать первым по свежевыпавшему снежку.

EXPLORER 4 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO
EXPLORER 4 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO

Конечно, поездки по снежной глуши таят в себе опасность. Наш райдер Давид Салманов из Урус-Мартана на Explorermoto — BMW G450X ощутил это лично, когда пытался проехать по кажущейся безобидной ямке. Проточная вода под снегом размыла и растопила его, намекая на это лишь крошечным отверстием на поверхности. Когда он проезжал  снег под ним рухнул, потащив за собой мотоцикл с Давидом. После падения он обнаружил себя на глубине 2 (с лишним)! метра – это был небольшой овражек, засыпанный и аккуратно выравненный метелью.

Давиду понадобился помощник, чтобы выбраться. К счастью, поблизости были другие ездоки, которые протянули руку помощи. Потребовалось 15 минут и 2 человека, чтобы вызволить его мотосноубайк Explorer — BMW G450X из снежного плена.

2Moto Radix

2MOTO RADIX 1 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO
2MOTO RADIX 1 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO

Наши друзья из компании 2Moto, Билл Кинг (основатель) и Лев Боровский втянули меня в этот спорт.  Между тем комплект 2Moto Radix может и не был первым подобным образцом.

Строение рамы и гусеницы замещает маятник мотоцикла. Главный подрамник подвешен на амортизаторе Ohlins взамен штатного. Гусеница опирается на вторичный амортизатор, это позволяет ей работать независимо от подрамника.

2Moto Radix технически очень сложный комплект. Привод гусеницы размещен сзади и осуществляется длинной цепью, а вообще цепей в комплекте 2 штуки, работают через промежуточный вал, на котором установлен дисковый тормоз и скобка одно поршневого суппорта. Двигатель не защищен от снега. Гусеница движется по склизам, требующим постоянного охлаждения снегом. Размер гусеницы 109″х10,8″ (275х27 в см.)

Спереди руль управляет снегоходной лыжей. Лыжа крепится прямо на вилку, используя монтажные отверстия оси колеса. Кроме того лыжа крепится штифтом справой стороны вилки — с моей точки зрения это слегка хлипковато! Лыжа длиной 88см и шириной 15см.

Лыжа Simmons-Flex использует жесткую окантовку, которая помогает набивать лыжню. Также доступны (опция) лыжи различной ширины, подходящие для разных условий. Лыжа 25 см (максимальная ширина) идеальна для катания по глубокому снегу, помогает меньше проваливаться. Дополнительные отверстия позволяют двигать лыжу вперед или назад для настройки управляемости. Кроме обычной регулировки амортизаторов это единственная возможная регулировка на комплекте 2Moto Radix.

Езда на комплекте 2Moto Radix

2MOTO RADIX 3 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO
2MOTO RADIX 3 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO

Я хотел заново познакомиться с Radix, последний раз я катался на нем в Казани по реке Волге на перегонки с маршруткой на воздушной подушке (о том тесте читайте журнал «Мото» 02/2011), поэтому выбрал этот комплект, установленный на мотоцикл Suzuki RM-Z450 первым для заезда.

Лучше использовать мотоциклы со впрыском топлива, помогает компенсировать большую высотную разницу, которая проявляется при катании в горах и отклик газа лучше (но это мое личное мнение).  Мотоциклы отлично отработали со всеми комплектами. Немного пришлось регулировать настройки подвесок по жесткости.

2MOTO RADIX 2 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO
2MOTO RADIX 2 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO

2Moto отлично работает на укатанной трассе — скорость более 70 км/ч, и достаточно ровно хоть и уже с напряжением, в снегу с глубиной до 40-50 см. В более глубоком снегу комплект работает, но частые пробуксовки не способствуют веселому катанию. Возможность прыгать есть, однако чувствуется сильный перевес назад. Изогнутый профиль гусеницы допускает меньшее пятно контакта на твердом снегу и поэтому поворачивать проще, чем на других комплектах имеющих склизы. Благодаря более короткой длине гусеницы (относительно других комплектов), подвеска обрабатывает неровности очень нежно.

Показатель скорости. На трассе я проиграл гонку только Канадскому Explorer(у). В глубоком снегу гонки с конкурентами бессмысленны, 2Moto буксует при глубине менее 50 сантиметров. Да кстати, в глубоком снегу тоже можно хорошо кататься если ехать по снегоходной колее, единственное но, пока едешь медленно все время выносит из колеи, а когда разогнался по более сорока уже нормально идет.

Поставлю оценку так: за трассу 5, за пухляк 3, за наст 4, подъем 2. Общая оценка 14

Timbersled Mountain Horse и Frozen Moto

Timbersled 1 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO
Timbersled 1 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO

Это два брата и два новичка на рынке, компания Timbersled Products Inc. производитель Timbersled и компания Frozen MOTO Industries производитель Frozen MOTO. Эти янки используют несколько иной подход к конструкции сноубайка. У обоих производителей за основу взята снегоходная подвеска за небольшими различиями и адаптирована для мотоцикла. Опишу сразу оба комплекта, так как различия между ними есть но они минимальны.

Комплект от Timbersled Products Inc. под названием «Горный скакун» — несложно догадаться в каких условиях этот сноубайк хорош. «Замороженный мотоцикл» практически не уступает «Скакуну» в проходимости не смотря на более узкую и короткую гусеницу.

FROZENMOTO 1 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZENMOTO
FROZENMOTO 1 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZENMOTO

Комплекты Mountain Horse и Frozen Moto предъявляют требования к мотоциклу – не менее 450 см.куб. С моей точки зрения для этих комплектов будет лучше использовать мотоцикл с объемом двигателя 650 см.куб и выше, 450-е моторы позволяли иногда включить третью передачу на прямых участках. Рекомендую к этим комплектам покупать турбину принудительного нагнетателя для 450 мотоциклов. Наиболее очевидная особенность Timbersled — более длинная гусеница, чем у всех остальных участников. Размер гусеницы 137″х12,5″ (342,5х31,25 в см.). В линейке Timbersled есть еще два комплекта с гусеницами поменьше: Short Track Kit 120″х12,5″ (300х31,25 в см.) и Snow Cross Kit 121″х10,5″ (302х26,25 в см.).

Frozen Moto не отличается большой длиной гусеницы 121″х10,5″ (302х26,25 в см.) обратите внимание размер такой же как у Snow Cross Kit от Timbersled, также спешу заметить малую площадь контакта с твердой поверхностью за счёт большого угла атаки. Зато еще бо´льший угол атаки снега, подкреплен склизами «Сломанный рельс» для пущей проходимости по глубокому снегу.

Оба комплекта наделены большими грунтозацепами используемыми обычно на горных снегоходах.

Подвеска — подвисла. Там где 2Moto допускает подвижный подрамник, чтобы добиться амплитуды как у мотоциклетного маятника, а Explorer просто использует родной маятник, Timbersled  ставит неподвижный тоннель гусеницы как у снегохода. Тяги заменили амортизатор. Гусеница через склизы опирается на два отдельных амортизатора позволяющих «плавать» внутри неподвижного подрамника.  Это система обеспечивает заявленные 33 см хода подвески, но при приземлении после прыжка на укатанный снег случается пробой.

FROZENMOTO 2 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZENMOTO
FROZENMOTO 2 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZENMOTO

Frozen Moto в этом плане более наворочена, тут два амортизатора как у 2Moto, один работает на всю конструкцию (гусеничный тоннель), второй как у обычного снегохода или подвески Timbersled.

У обоих комплектов только одна регулировка – натяжения гусеничного полотна, помогающая работе в разной плотности снега.

Основной особенностью комплектов является наклон передней части гусеницы Timbersled  — 20°, Frozen Moto – 25°, что даёт хороший угол атаки снега. Этот наклон позволяет гусенице непринужденно взбираться на сугроб, не закапываясь в нем.

Длинная гусеница Timbersled и большой угол атаки Frozen Moto обеспечивают хорошее распределение нагрузки в глубоком снегу, а на укатанной трассе или насте эти параметры явно мешают.

Передняя лыжа Timbersled очень похожа на ту, что установлена на 2Motо, разве что крепится по другому. Вместо одной точки крепления на левой стороне вилки она использует крепления с обоих сторон, что добавляет надежности соединению.

Frozen Moto еще более надежен, лыжа крепится через блок создающий дополнительную траверсу. Хотя на Камчатских тестах именно этот узел не выдержал и сломался. Посмотрите подробности — Frozenmoto гусеница только для мощных мотоциклов

Другая необычная особенность Timbersled — задний тормоз. Задний тормозной диск смонтирован в передней части гусеничного узла, который не использует главный тормозной цилиндр. Вследствие этого используется сторонняя тормозная система  фирмы Wilwood, которая устанавливается за место штатного рычага тормоза на правой стороне руля. Насколько мне известно, в этом году производитель доработал конструкцию и снабдил ее возможностью подключения к ножному тормозу (с моей точки зрения так удобнее, правильно сделали), но это дополнительная опция.

FROZENMOTO 3 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZENMOTO
FROZENMOTO 3 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZENMOTO

Frozen Moto использует тормозную систему Galfer, подсоединяется тормоз к штатной педали.

В задней части комплекта достаточно места для установки дополнительных аксессуаров, например канистры или сумки. Она также служит поручнем для подъёма задней части гусеницы, если вы застряли. Снегу было не очень много, поэтому я не застревал, проверить — шанса не подвернулось.

Привод гусеницы расположен спереди, а не сзади как у 2Мото, что значительно меньше задействует цепь. Frozen Moto снабжен автоматическим сцеплением Rekluse — с моей точки зрения эта опция совершенно лишняя.

Простой редуктор, в котором размещены звездочка и цепь — сильно понижает передаточное число у обоих конкурентов, поэтому трогаться можно со второй передачи (кроме старта в подъем, тогда на второй мощи не хватает), отсюда значительная потеря скорости. Frozen Moto и Timbersled рекомендует дополнительно сменить родную звезду (ведущую) и поставить на 12-13 зубов, явно для облегчения работы двигателя.

Езда на Frozen Moto и Timbersled Mountain Horse.

FROZENMOTO 4 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZENMOTO
FROZENMOTO 4 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZENMOTO

«Замороженный мотоцикл» или «Горный скакун» это хорошее оружие для глубокого снега. Чем глубже снег и круче поверхность, тем они лучше работают. Я тестировал Timbersled на Yamaha WR450F. Уклон гусеницы и её длина делают комплект лидером для езды в глубоком снегу. Гусеница хорошо взбирается вверх, застрять можно, но поворачиваешь корпусом то вправо, то влево как бы раскачивая мотоцикл, трогаешься поперек склона по прямой и галсами вверх (угол галса зависит от скорости), однако не питайте иллюзий, сильно не разгонитесь… Как известно: если где-то прибыло, значит где-то убыло. За хорошую тягу и проходимость приходится расплачиваться – на трассе или неглубоком снегу, максимальная скорость 60-65 км/ч, управляемость худшая из всех подопытных, на глубоком снегу рулит нормально.

Frozen moto на Kawasaki KX450F. Серия KX  возможно лучшая база для сноубайка, из тех, что пробовал. Малая площадь контакта с поверхностью плотного снега способствует маневренности но она все равно не на высоте за счет высокого сопротивления наклону – основной минус склизовых подвесок. В глубоком снегу «Отмороженный мотоцикл» работает отлично, немного уступая на наш взгляд длинному Скакуну от Timbersled в проходимости.

Timbersled 2 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO
Timbersled 2 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO

Задняя подвеска работает отменно. Она обеспечивает превосходное чувство «плаванья» по глубокому снегу, всегда помогает гусенице быть поверх сугробов. Недостаток длинной гусеницы и жесткого подрамника в том, что на насте всё не так хорошо. Длинная гусеница стремится сбить мотоцикл с курса. Плоский профиль гусеницы вынуждает сильно блуждать мотоцикл из стороны в сторону по неровной поверхности. Для мало опытного пилота это не простое испытание. Мотоцикл всё время должен стоять ровно, а на поведение лыжи очень влияет даже небольшая колея. По скоростным показателям 65-70 км/ч, на укатанной трассе Frozen Moto показал предпоследний результат,  обогнав только Timbersled, проиграв Explorermoto и 2Moto. В не глубоком снегу до 50 см первым отстал 2Moto Radix, в снегу глубже 70-80 см Frozen Moto и Timbersled догнали Explorer, который стал отставать только на затяжном горном подъеме.

Timbersled 3 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO
Timbersled 3 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO

Задний тормоз Timbersled переставленный под правое запястье требует немного времени, чтобы привыкнуть или отвыкнуть (что это не передний тормоз, а все таки задний). В некоторых ситуациях он очень удобен. Рычаг тормоза слабо чувствительный и требует значительного усилия. Мне кажется, что стандартный мотоциклетный тормозной цилиндр как у других участников справился бы с задачей лучше.

«Горный скакун» и «Отмороженный мотоцикл» определенно показывают, насколько экстремальную поверхность сноубайк может покорить, но за это приходиться расплачиваться на более «мирной» поверхности, в том числе важными показателями скорости и маневренности.

Можно предположить, что короткие версии Timbersled 120″ и 121″ будут лучше работать на кроссовой трассе и в не глубоком снегу. К сожалению, в этот раз нам не удалось проверить короткие версии. Однако Frozen Moto имеет длину и ширину как кроссовый комплект от Timbersled но конструкция усилена склизами идущими по углу атаки снега.

Оценки

Timbersled Mountain Horse: трасса 3, пухляк 5, наст 5, подъем 5. Общая оценка 18

Frozen Moto: трасса 3, пухляк 5, наст 5, подъем 4+. Общая оценка 17+

Explorer Ad Boivin

EXPLORER 2 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO
EXPLORER 2 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO

Explorermoto совсем другой зверь. Честно говоря, он даже выглядит, иначе, когда стоит рядом с другими сноубайками и кажется намного проще, зато работает на мотоциклах от 125 см.куб. Впрочем, внешний вид оказался обманчив, как показали заезды. После одного дня эксплуатации Explorermoto понимаешь, что он имеет простую и понятную конструкцию. В отличие от других здесь сохранен штатный маятник, амортизатор, приводная цепь  и тормозная система (и тормоз ножной). Механики сказали, что монтаж очень простой — установили этот комплект за 20 минут на мотоцикл BMW G450X.

[box type=»info» size=»large»]«Тут все просто, снял колеса, переставил диск тормоза заднего колеса на комплект Explorer, и установил лыжу и гусеницу вместо снятых колес.» говорит механик по мотоциклам ИП Юрий Бусаргин[/box]

Зубчатое колесо привода гусеницы замещает штатное мотоциклетное. Редуктор сделан таким образом, что цепь работает тыльной стороной по ведомой звездочке, за счет этого приводное колесо крутится в обратную сторону, толкая гусеничную ленту вперед, через грунтозацепы длиной 3,5 см. Помимо этого гусеница имеет регулировки — это сильное отличие от комплектов Timbersled, 2Moto и Frozen Moto, которые невозможно подстраивать под конкретного пилота и условия ландшафта.

Регулировки – колоссальное преимущество! Explorer-Гусеница регулируется по длине, можно задвинуть под мотоцикл или выдвинуть назад, тем самым изменяется центр тяжести мотоцикла в диапазоне до 0,5! Метра – это значит, что проходимость мотоцикла регулируете Вы сами – разве это не заявка на победу!

Также гусеница имеет регулировку угла атаки снега. Регулировка угла атаки снега производится в полевых условиях за полминуты! Но спешится все же придется…

Вы спросите как так? И я отвечу. За счет регулировки высоты руля (на лыже есть три прорези) мотоцикл поднимается на 10 см выше, а равно и гусеница (ее передняя часть), тогда как задняя часть гусеницы остается на месте. Таким образом гусеница начинает набегать на снег с большим углом атаки, почти как у Frozen Moto.

Размер гусеницы 120″х11,6″ (300х29 в см.)

Как и остальные комплекты, Канадец оборудован лыжей,  но более совершенной, прошедшей проверку на снегоходах Snow Hawk (старший родственник, выпускается и по сей день). Эта лыжа «П» образного сечения с 2-мя спаренными стальными коньками по бокам, также имеет регулировки, как я писал раньше по высоте (за счет этого увеличивается или уменьшается угол атаки снега), а есть и вторая регулировка — сопротивления наклону, сейчас объясню: при поворотах (когда мотоцикл наклоняется) лыжа может стоять на поверхности всей плоскостью врезаясь четырьмя коньками в снег или лед, а может наклонятся вместе с мотоциклом опираясь только на одну сторону коньков. Дополнительно стоит отметить крепление лыжи, для этого используются все доступные места крепления, включая болты переднего суппорта – очень надежное крепление!

 Поездка на комплекте Explorermoto

EXPLORER 3 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO
EXPLORER 3 гусеница для мотоцикла. ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ ГУСЕНИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА. УЧАСТВУЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ 2MOTO RADIX TIMBERSLED EXPLORER AD BOIVIN FROZEN MOTO

Этот комплект максимально приближен к кроссовому мотоциклу. Его нестандартная конструкция имеет очень сильные стороны.  Это совершенно иное ощущение в отличие от других подопытных. Гусеница, как мы писали раньше, не имеет боковых склизов, в комплекте от AD Boivin гусеница катится по цепочке колес установленных в центре конструкции и повторяющих траекторию движения обычного колеса по ровному, нескончаемому пути гусеничной ленты. Вследствие этого мотоцикл в снегу и едет  почти также как мотоцикл на обычных колесах.

Поставив гусеницу в среднее положение, мы катались довольно долго по всем видам снежного покрова. На подготовленной трассе мотоцикл с Explorermoto полностью повторяет характерные черты мотоцикла на колесах, выпрыгивает ровно, но при приземлении может немного заваливаться из-за отсутствия гироскопического эффекта колес, показатель скорости лучший — 105 км/ч. В глубоком снегу работает «на хорошо» со средней регулировкой, тронутся сложно, но как только мы передвинули гусеницу вперед и подняли регулировку лыжи максимум вверх, мотоцикл поменялся, поехал на «отлично», особенно динамика поворотов и старт.

[box type=»info» size=»large»]«Скорость и маневренность отличные в силу особенностей самой конструкции комплекта Explorer» из интервью с МС по мотокроссу Сергеем Евпряковым [/box]

В пухляке весело переезжать чужие следы под снегом когда метель заровняла пустыню для глаз, кажется что поле впереди ровное а мотоцикл наезжает на тропинку или колею и просто выстреливает (это кстати новое ощущение от мотоцикла, у меня такого не было). Как показал процесс регулировок, они значительно влияют на поведение мотоцикла в тех или иных условиях снежного покрова. Скажу больше, если например выдвинуть гусеницу до конца назад то общая длина сноубайка такая же как с гусеницей Timbersled, а для проходимости — гусеницу наоборот нужно задвинуть под мотоцикл и тогда он действительно едет лучше в глубоком снегу, легко спорит в проходимости с гораздо более длиной гусеницей.

Многие (особливо опытные пилоты и спортсмены) скажут, что Explorer взял лучшее от каждого, проходимость от Timbersled, маневренность от 2Moto.

Оценки: трасса 5, пухляк 4, наст 5, подъем 4. Общая оценка 18

Для настоящего горного приключения в глубоком снегу комплект Timbersled Mountain Horse вне конкуренции, ему на пятки уверенно наступает Frozen Moto.

Explorer AD Boivin идеален для гонок – практически повторяя кроссовое управление на любом снегу в сочетании с великолепной проходимостью. Также Гусеница Explorer и Ваша родная подвеска наилучший вариант для прыжков.

Канадский Explorer помимо удачных настроек имеет один жирный плюс – эксплуатация летом, по песку или болоту, а также в горах без снега, где на штатных колесах проехать невозможно.

Я рассматриваю этот комплект, как открывающий новые направления для сноубайков. В то время как другие модели направлены прежде всего, на глубокий снег и путешествия по удаленной местности, Explorer  идеален для разных условий: укатанных трасс или снега глубиной до 1-1,5 метра. Для спорта Explorer не повторим!

Простота конструкции, самая низкая цена, удобство установки (как регулярная смена колес) и великолепная репутация на протяжении 5 лет продаж, делают его абсолютным лидером нашего теста, как и в прошлый раз в Казани. Оценки расставлены мной исходя из сравнения этих комплектов.

2Moto Radix хорошо работает на подготовленной трассе и неглубоком снегу.

Итого

Я думаю, что больше всего меня очаровал различный подход к конструкции сноубайка. И мне кажется, мы ещё не увидели окончательный результат работы инженеров. Очевидно, некоторые комбинации лыжи и гусеничной подвески не выглядят окончательными. Производители мало применяют современные материалы…

Мне очень интересно смотреть, как развивается новый вид спорта.

Если вы ещё не успели попробовать сноубайк, добавьте его в свой список «Важные Дела».

9 декабря 2013 года, Сахалин, Павел Курлатов для Новости 94

Читайте пожалуйста Интервью с Сергеем Евпряковым. Explorer с мотоциклом — исследователь неисследованного. (нажмите для перехода)

38 thoughts on “Первый тест (сравнительный) гусеничных комплектов для Мотоцикла. Участвуют сильнейшие мотосноубайки: 2Moto Radix, Timbersled, Explorer AD Boivin, Frozen moto!

  • 29.01.2017 в 7:05 пп
    Permalink

    В Хибинах катался на Фрозенмото, если честно, то еле тянет. Как другие комплекты не скажу

  • 23.03.2016 в 7:50 дп
    Permalink

    Мне очень нравится эта тема с гусеницей для мотоцикла, огорчает только высокая цена, ищу себе б/у комплект эксплорер, как мне кажется наиболее продвинутый

  • 04.03.2016 в 8:10 дп
    Permalink

    В предновогоднюю неделю официальный дилер вездеходов «Пелец», компания «Мастер – Техно», совместно с командой друзей – единомышленников устроили полноценный тест-драйв вездеходной техники для детей, оставшихся без попечения родителей.

  • 12.02.2016 в 5:29 дп
    Permalink

    На форумах подробно обсуждается этот-же вопрос. Общее мнение вобщем едино. Explorer — первый для России в соотношении цена-качество-спорт-адреналин. Вот на форуме дром.ру люди конкретны http://forums.drom.ru/moto/t1152143381-p2.html

  • 12.02.2016 в 3:15 дп
    Permalink

    И на других форумах я тоже встречал больше людей за Эксплорер,
    фрозен ругают за сыромятину а продавцов фрозенмото за некорректное оскорбление конкурентов и нечестную рекламу
    тимберслейд горный скакун конечно впечатляет, но только на рекламных роликах, дабы 500 кубов для него мало и стоит он дорого непомерно что сам по себе что с дополнительной турбиной

  • 11.02.2016 в 2:23 дп
    Permalink

    А мне нравится Explorermoto — прост, не прихотлив, динамичен, тренировка до мокрой майки полтора — два часа.
    когда народ пишет «что за глубину снега» «как он в пухляке» — такой вопрос задают себе обычные не компетентные обыватели сравнивающие в своей голове мотоцикл со снегоходом. Никого не хочу оскорблять, но подобное рассуждение изначально не верно, кто-то катается на санках, а кто-то гиганский слалом или скоростной спуск, только и те и другие катятся по укатанному снегу. также и с мотоциклом, если снега метр то нечего в него соваться иначе можно там и остаться.

  • 10.02.2016 в 5:34 пп
    Permalink

    А про моему все имеют право на жизнь, я вот видел гусеницу надевается прямо на колесо и дополнительное колесико для натяжения и тот едит спокойно по не глубокому снегу. А кто хочет в глубокий снег тот не отдает себе отчет об опасности, можно и головой воткнутся так что не выдернут или выдернут одни ноги

  • 27.01.2016 в 11:44 пп
    Permalink

    Смотрю популярная статья. Не все сайты дают народу высказываться. От себя отмечу, у меня в Полевском это в Свердловской обл. я один на таком мотоцикле с канадским эксплорером, покупал в Москве у дилера и очень доволен как техническими возможностями так и ценой (относительно других комплектов)

  • 25.12.2015 в 7:02 пп
    Permalink

    Все имеют право на жизнь! пробовала три из этих, замороженный, эксплорер и тимбер, первому и последжнему турбина нужна, канадский и так работает. чтто до снега его глубины, то когда больще метра то попробуй подними

  • 14.12.2015 в 4:18 пп
    Permalink

    Hello dear motorcycle friends in Russia!
    My name is Richard Lee. I live in Sandpoint Idaho, USA and am a big fan of motorcycles in the snow. Now that the language barrier was gone from using Google, we have an opportunity to read good Russian sites.
    I am very pleased to have the opportunity to write a letter in Russian, my grandfather met Russian guys on the Elbe and drank a cocktail with them «Whiskey with Vodka», he talked a lot about this meeting and was very proud of the acquaintance. Today I went for vodka and made himself a cocktail «Meeting on the Elbe» to get a better read.
    I’m also very happy snow motorcycles in Russia, I believe we will be able to hold the competition in the snow.
    Here we make excellent tracks for motorcycles in the town of Ponderay, in this article, you used them Timbersled Mountain Horse. For our snow is excellent horses, but if you bet on Moto 450 turbine is needed.
    In all competitions in which I participated always win Canadian Explorer, it is very maneuverable and fast motorcycles even small 250. This is due to the preparation for the competition trails. For deep soft snow they are also suitable but worse than ours.
    Frozen Moto is my friend Hugh Madison, he was not very satisfied, has already received two breakdowns. First ski broke, and now broken wheel bearings far, there is also heating «broken rails». My friends and I believe that this Frozen manufacturer must consider the best design structure can be in the future.
    I am happy if my comments will be useful in Russia.

  • 04.11.2015 в 8:33 пп
    Permalink

    Я конечно очень сомневаюсь что кто-то читает комментарии до конца, а может и саму статью, она очень длинная, и все-же кину свои пять копеек — тест правильный и очень интересный. С моей точки зрения (я пользуюсь) Эксплорер является наиболее привлекательным по трем причинам: наиболее надежный; имеет настройки под пилота, мотоцикл и условия местности; всесезонный; очень проходимый за счет все тех-же настроек. Что касается проходимости, то господа которые насмотрелись рекламных роликов про другие (безусловно не менее уважаемые комплекты) Фрозенмото и Тимберслейд делают очень поверхностные выводы. Так как я давно использую Эксплорер, то могу с уверенностью сказать — в снегу более метра глубиной кататься очень опасно, а в случае падения (любой нормальный мотоциклист отдает себе отчет о возможности падения) поднять 120 и более килограммовый мотоцикл конечно возможно (при хорошей подготовке), но подумайте как будете на него карабкатся если подножки на уровни вашей груди или даже пусть живота. И еще, насколько мне известно, на Камчатке при похожем тесте Фрозенмото развалился — вот тут статья с подтверждающими ссылками http://вездеход-снегоболотоход.рф/frozenmoto-гусеница-только-для-мощных-мото/

  • 23.09.2015 в 3:29 дп
    Permalink

    Может это и первый тест, а может и нет. Уже проверяли и на Камчатке и в Сибире везде Эксплорер едет а другие не всегда. Эксплорер самая проверенная конструкция от известного производитееля хавков. Я купил себе эксплорер в 2008 году и очень доволен, соревновался с фрозеном так тот намного медленнее и еще у него сцепление стоит дополнительное которое исключает спорт как таковой а по мнению кроссменов просто мешает

  • 23.09.2015 в 3:13 дп
    Permalink

    И я братцы за эксплорер голосую — прост, понятен, надежен, куча регулировок, почти никакой рекламы.

  • 26.06.2015 в 4:58 пп
    Permalink

    Читаю комментарии Ваши и просто дивлюсь, технической безграмотности некоторых участников обсуждения. Из всех рассмотренных комплектов только один имеет полную универсальность! Другие комплекты только для зимы и достаточно снежной, на них можно ехать только по снегу с глубиной не менее 20 см иначе грунтозацепы будут скоблить об землю и быстро износятся. Касательно проходимости в глубоком снегу — нет мотоциклиста который не падал! а упасть в снег с мотоцикла в двойне опасней чем на асфальт, любая конечность втыкается в снег и там остается на скорости более 60 км/ч. Берегите себя Братья!

  • Уведомление: Жорж

  • Уведомление: Сёма

  • 05.04.2015 в 3:32 дп
    Permalink

    Нельзя впихнуть невпихуемое как нельзя сравнить не сравнимое! Я попробовал и иксплорер и тимберслед, иксплорер спортсмен если хотите спринтер, скорость под 100, проходимость зависит от снега однако следует понимать — если Вы думаете что в снегу больше 1,5 м вы сможете кататься то подумайте как будите подниматься када упадете хоть с иксплорера хоть с тимерлана, а на 1 м глубины иксплорер работает по крайней мере у меня, тимберслед в средней полосе да и у нас в Сибири особого смысла не имеет да и дорог он — помимо самого комплекта нужно покупить турбину без нее совсем плохо едет. про фрозен не знаю пока не пробовал.

  • Уведомление: След

  • Уведомление: Шумейко

  • Уведомление: Ivar

    • 22.04.2015 в 12:20 пп
      Permalink

      Ивар, мы очень рады что наш сайт читают в Германии и тем более пишут комментарии!
      Перевод комментария от Ивара из Германии
      Я живу в Германии и опытный пилот со стажем 25 лет, смог оценить эти комплекты, правильная статья, лояльный тест! Frozenmoto и Timbersled это комплекты тихоходные и предназначены для гор с большим снежным покровом. Explorermoto более универсален и неприхотлив а также имеет огромное преимущество — он работает в грязи, песке и по жесткому грунту, также он незаменим в каменных горах где на колесах ехать нельзя!

  • Уведомление: Андрей

  • Уведомление: Серик Казахстан

  • 13.03.2015 в 5:21 дп
    Permalink

    Ну ведь сразу понятно, что статья купленная продавцами Эксплорера. Это конечно хорошие универсальные комплекты, но по глубокому снегу они не поедут ну вообще никак. Тимберслед и Фрозен Мото в обзоре учавствуют кроссовые модели (я вообще не понимаю где вы их достали?) Москвичи гоняют на нормальных Фрпозенах для пухляка 121″, 30 см шириной(модель SMX), а Сахалинцы на полноценных Тимберах 121″ и 137″ (модели MT и LT). Так что не надо тут придумывать всякие глупости про минусы склизовых подвесок и т.д. Статья полное У.Г.

    • 13.03.2015 в 8:44 дп
      Permalink

      goodmAn! Благодарим Вас за критический комментарий к этой статье!
      Как мы поняли исходя из указанной электронной почты и названия Вашего сайта — kamchatkamoto.com — Вы являетесь продавцом комплектов Frozenmoto.
      Однако должны заметить — мы не публикуем заказных статей, хотя как известно — мнение редакции может не совпадать с мнением автора …
      Главный редактор связались с Павлом (автором статьи). Павел обещал написать развернутый ответ на Ваш комментарий, возможно в виде новой статьи с техническими подробностями и анализом.
      С Уважением и наилучшими пожеланиями, Новости 94

      P.S. Если Вас не затруднит — что такое У.Г.? (Ваш ответ публиковать не будем, просто для увеличения кругозора)

  • 12.03.2015 в 8:13 дп
    Permalink

    Критика Ваша в адрес этих комплектов выглядит дилетантской, да простят меня Братья. Я большой любитель мотоцикла и инженер по профессии. Все эти комплекты разные и назначение тоже у них разное. Я имел возможность испытать Тимберслейд и Эксплорер. У Тимбера подвеска снегоходная и предназначен он для дальних поездок, устойчив, из минусов: большое сопротивление наклону за счет склизов, мотоцикл требуется 650 кубатуры если 4Т, на 2Т будет работать но хуже из-за переохлаждения мотора. Эксплорер — чисто спортивный снаряд с максимальным приближением к мотокроссу или эндуро (к колесам) из-за отсутствия все тех-же склизов, имеет те-же показатели скорости что и мото на колесах и малое сопротивление наклону, из минусов: в глубоком снегу работает, но отсутствие склизов не позволяет уверенно ехать по большой глубине — 1,5-2 метра пухляка, до этой глубины или на слежавшемся снегу работает не хуже тимберлана, но нужно добавить дополнительные колесики по бокам гусеничной тележки и увеличить угол атаки снега.
    С моей точки зрения все имеют право на жизнь.

  • 10.03.2015 в 6:03 пп
    Permalink

    Объективно! Я был на соревнованиях на Аляске, конкурентная борьба разгорелась между Эксплорером и Тимберслейдом. По глубокому тимерлан пошустрее ехал, но это с учетом турбины, по равнине эксплорер оторвался, да и маневрировал эксплорер повеселее…

  • 06.03.2015 в 10:49 пп
    Permalink

    Есть внятные комменты, и со статьей согласен. Одно ясно пусть живут и даже 2мото имеет право налево…

  • 05.03.2015 в 9:18 дп
    Permalink

    Они разные, сравнивать конечно можно, но назначение: эксплорер спортсмен, фрозен и тимбер для глубокого снега но тихоходные

  • 02.03.2015 в 9:29 пп
    Permalink

    Езжу на эксплорермото — очень динамичный комплект, спорт и ничего кроме спорта, динамика. маневренность приближены к мотоциклу на колесах. После тренеровки майку отжимаю.

  • 01.03.2015 в 11:45 пп
    Permalink

    этот лучший бесспорно, я остальные тоже пробовал и фрозен и тимбер, эксплорер повеселее

  • 24.02.2015 в 3:25 пп
    Permalink

    Timbersled хороший комплект пользуюсь и доволен у меня 500 2Т

  • 24.02.2015 в 3:25 пп
    Permalink

    Использую эксплорер, живу в Грозном, езжу в горах, жалоб нет

  • 24.02.2015 в 3:12 пп
    Permalink

    Explorer надежен — это основное преимущество, остальные комплекты сложны и имеют ряд очевидных минусов

  • 24.02.2015 в 3:12 пп
    Permalink

    Спорно. У меня Фрозен, живу в Башкирии, единственное с чем согласен — турбина нужна если 450 мотор или 2Т нужно

  • 02.02.2015 в 5:55 дп
    Permalink

    Для Frozen Moto и Timbersled турбина нужна ОБЯЗАТЕЛЬНО!
    Иначе тянет совсем слабенько, у меня Тимбер стоит на Husaberg 570 Boondocker (это турбина такая).
    Пока без турбины ездил совсем вяло ползал, а с турбиной работает нормал
    На этих моделях подвеска склизовая, например по снегу мотоцикл руками катить очень тяжело,
    а у товарища эксплорер спокойно катается.

  • 27.01.2015 в 12:09 пп
    Permalink

    У меня тоже канадский эксплорер и я очень доволен, 5 год работает. А товарищ купил себе тимберслейд поставил на 450 4т в итоге продал этот мотоцикл, мощи не хватает грит максимум третья и все время до отсечки. походу когда эту статью писали использовали турбированные мотоциклы. я как бы товарищу своему верю если он грит не тянет — знать не тянет.

  • 08.01.2015 в 3:34 пп
    Permalink

    3й год катаюсь на explorer, нравится универсальностью.

Обсуждение закрыто.