Спасатели и техника! Интервью спасателя с 20-и летним стажем

Сегодня Мы (Новости 94:) поговорим о спасательных службах и в том числе о технике применяемой ими для решения различных задач. А рассказ наш я решил построить в форме интервью, которое любезно согласился дать спасатель с 20 летним стажем, руководитель аварийно-спасательного формирования RescueService.Me (службы спасения меня, вольный перевод) Александр Петербургский!

Новости 94: Здравствуйте Александр! Благодарим Вас за согласие дать интервью и потраченное время.Александр Петербургский: Не за что, я как спасатель, регулярно провожу инструктажи, семинары и просто разговариваю с людьми об элементарных мерах безопасности и мне очень приятно, что Ваше электронное издание принимает непосредственное участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, и поверьте — это не громкие слова. Ведь если наше интервью прочтут хотя бы 1000 человек, то аварийно-спасательные формирования смогут побольше поспать! (Смеется). Согласитесь, хорошо когда спасатель смотрит сон…

Новости 94: С этим сложно поспорить! Однако тема нашего разговора о технике, машинах, вездеходах, будьте добры расскажите какими средствами передвижения пользуетесь Вы.
Александр Петербургский: Если говорить конкретно о нашей службе, то мы используем обычные автомобили повышенной проходимости и грузоподъемности т.к. находимся в городской черте.
В данном случае следует понимать некоторую разницу:
— между силами быстрого реагирования МЧС России выполняющими функции по “…локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.” как написано в п.4. статьи 1 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» No151-ФЗ. и основываясь на “принципе постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.” абзац 4. Статьи 3. того же закона.
— и нашей организацией, а также коллегами по цеху выполняющими больше предупредительную функцию по недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению их возникновения. Мы выполняем поисково-спасательные работы — действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте; 4-й абзац. п.1. Статьи 5.
Конечно у МЧС России на вооружении Вы видите всевозможную вездеходную технику для решения оперативных задач, а у таких организаций как наша нет потребности в дорогостоящих вездеходах, тем более как я уже говорил мы находимся в городе где эксплуатация гусеничных вездеходов запрещена или сильно ограничена, одновременно сезонность их эксплуатации, специальные условия хранения, дорогое обслуживание и т.п. это все не по нашим бюджетам.
Новости 94: А вездеходы на шинах низкого давления?
Александр Петербургский: Тут тоже есть минусы и тоже в основном экономические. Они конечно могут ездить по асфальту, но это тоже очень дорого, износ шин низкого давления наступает быстро, прокол на дороге критичен, а колесо например такого размера, что больше одного с собой не возьмешь и то на крыше. Сейчас на отечественном рынке появилось большое количество вездеходов на шинах низкого давления, но обратите внимание — основным регионом применения является север где вероятность прокола колеса стремится к 0. В средней полосе, лесо-тундре, горах эти машины мало эффективны, что уж говорить про их применение в регионах крупных и малых городов.
Новости 94: Но позвольте, на сайте Вашей компании указана услуга быстрого реагирования на гусеничных вездеходах, в том числе эвакуация снегоходов из непроходимых мест, затонувших снегоходов.
Александр Петербургский: Конечно, как я говорил в начале нашего разговора у нас на вооружении обычные серийные автомобили повышенной проходимости Toyota Tundra, LC105, LC100, Ford F-150, Mitsubishi L200, УАЗ а для этих машин мы имеем гусеничные движители и по необходимости устанавливаем их, не знаю корректно называть марку.
Новости 94: Называть марку корректно. Но позвольте! в чрезвычайной ситуации?! Когда Вы торопитесь к замерзающему человеку на сломавшемся снегоходе, Вы начинаете менять колеса на гусеницы?
Александр Петербургский: Н-е-т, в такой ситуации по сути дорога каждая минута. А как Вы себе представляете, сколько времени займет даже на сама замена, а движение на таких гусеницах?
Я немного отвлекусь и попрошу Вас разместить ссылку на разработанные специальные правила “Безопасность при эксплуатации снегохода, ATV/UTV, вездехода”.
Что касается гусениц для автомобилей из нашего парка, то это Канадские гусеницы Track N Go которые не предполагают демонтаж колес, напротив, машина движется на своих родных колесах по дорогам общего пользования с максимально разрешенной скоростью, до ближайшего к месту аварии или поломки снегохода съезду в бездорожье, затем за 5-10 минут одевает гусеничные движители на колеса и продолжает движение по снегу до нужного места. Таким образом, время прибытия до места эвакуации в регионе Московская область занимает не более полутора часов если без пробок, а в сопряженные области от 1,5 до 3 часов, что оговорюсь еще раз, при выполнении Правил Безопасности … упоминаемых выше не критично.
Если в данном случае рассматривать полноценный вездеход, то для этой манипуляции понадобится тягач с соответствующим прицепом и время реагирования увеличится вдвое.
Новости 94: Мы писали об этих гусеницах. Есть конкретные случаи спасения людей на снегоходах?
Александр Петербургский: Да, только за прошлый зимний сезон 2015-2016 мы эвакуировали 5 снегоходов, 1 UTV, и 1 снегоход вытащили из водной пучины.
Новости 94: Немного позже я попрошу Вас рассказать, о конкретных случаях спасения, а сейчас если можно продолжим о гусеницах. Выделите основные преимущества, и недостатки. Расскажите как давно используете?
Александр Петербургский: Основных причин эксплуатации гусениц TrackNGo AD Boivin несколько:
отличная проходимость, мы на тестах перед покупкой, залазили в снег больше 1,5 метра глубиной, специально мерили глубину.
скорость передвижения, автомобиль едет по дороге на колесах, это очень быстро и удобно — машина работает круглый год, никаких специальных прав, страховок и ТО.
экономическая составляющая, полноценный вездеход всегда вездеход, храни, обслуживая и т.д. а тут весной снял в сторонку положил и лежат.
у нас три комплекта на 7 машин, каждая из которых становится вездеходом по необходимости, причем несколько машин за 4 года эксплуатации гусениц мы уже поменяли, а гусеничные комплекты нет, они полностью универсальны, переставляются с одной машины на другую за 10 минут без каких либо переделок.
Из недостатков вижу только один, их очень сложно мыть после эксплуатации на грязи, глина с травой забивается во все труднодоступные места, но и к этому делу наши водители приноровились, причем без использования мойки высокого давления, которая мало эффективна, они заезжают в брод глубиной 40-50 см и ездят туда сюда минуты 3-4, основная грязь вымывается. Правда доступный брод можно найти не всегда, так что мойка это минус.
Новости 94: Расскажите пожалуйста о конкретных спасательных операциях по подробнее.
Александр Петербургский: Начну с самой простой: 3 января 2016 года в 19-36 позвонил мужчина, явно продолжавший встречать новый год, и сообщил, что у него разорвало гусеницу на снегоходе, он позвал соседа тоже на снегоходе, стали тянуть, протянули 100 метров и теперь уже два снегохода обездвижены, порвался ремень, бросать снегоходы в поле до утра боятся. Территориально, Рогачевское шоссе (Р113), от села Храброво в сторону Озера Сенеж 5-7 км.
Не смотря на праздники — спасатели тоже люди, у нас в Москве была одна машина. Погрузив в кузов пикапа гусеницы, ребята без пробок доехали из Юго-Западного округа Москвы до Храброво за 1 час, одели гусеницы и еще 25-30 минут искали “терпящих бедствие” снегоходчиков. Когда нашли, обнаружили уже один нерабочий снегоход, второй успешно был отбуксирован третьим снегоходом, а ребята уже втроем, разожгли костер, кстати это очень хорошо в данной ситуации и сильно облегчает поиск, жарили шашлык и продолжали отмечать новый год. Эвакуация снегохода с вышедшей из строя гусеницей до деревни Тимоново заняла еще 30 минут.
Если оставить лирику с Новым Годом, то вся спасательная операция составила 2 часа, правда следует упомнить отсутствие пробок — но все равно это замечательный результат.
В другой раз, нас вызвали в Тверскую область, но правда утром, что тоже способствует поиску если терпящий бедствие не может определить координат. Правда в данном случае искать никого не пришлось, так как человек на UTV из Юрьево-Девечье потерпел аварию — провернул два задних гусеничных модуля в арки колес, пытаясь выехать из полыньи реки Городня, и так как катался он в компании они сначала хотели отремонтировать BRP, но когда это не получилось спокойно бросили сломанную машину, благо места там дикие и отправились домой. Мы сначала заехали за владельцем, спокойно обулись в гусеницы, и потом в сопровождении эскорта снегоходов и гусеничных квадроциклов отправились к месту аварии. В этом случае пришлось грузить поломанный BRP в кузов используя пандусы и лебедку, так как тащить его не представлялось возможным из-за критической поломки.
В этом случае мы потратили гораздо больше времени, в основном из-за дороги до Юрьево-Девечье, оно хоть и в Конаковском районе, но на другой стороне Волги.
Новости 94: А об извлечении утопленника?
Александр Петербургский: Тут все гораздо сложнее. В первую очередь мы учитываем толщину и плотность льда. Самое лучшее если машина на гусеницах может подъехать как можно ближе к месту затопления, тогда операция по подъему занимает один-два часа из которых большую часть составляют водолазные работы и монтаж подъемной установки. Сложнее, если подъехать машине с лебедкой не получается, тогда подъем может занять и целый день, конечно это сказывается на цене услуги.
В конце декабря 2015 на реке Ока в районе Алексина-Бора, Тульская область, затонул снегоход, провалившись под лед. Как известно где в реку впадает приток, пусть и маленький, лед там тоньше чем на соседних участках.
В этом случае мы справились с задачей достаточно быстро, машина затонула недалеко от берега, мы смогли использовать лебедку автомобиля. Наибольшее время мы потратили на дорогу туда и обратно, а сама спасательная операция по подъему снегохода заняла не более полутора часов из-за малой глубины, водолаз буквально нырнул и вынырнул, через три минуты мы начали подъем снегохода.
Новости 94: А сколько к примеру стоит вытащить утопленный снегоход?
Александр Петербургский: Цена подъема из под воды любого предмета в основном зависит от удаленности места затопления, глубины и возможности близко подъехать к месту затопления. К примеру в описанном мной варианте на реке Оке, когда снегоход не пришлось искать, мы смогли близко подъехать на гусеничном пикапе, а глубина затопления составляла менее 3-х метров клиент заплатил 30000 рублей. (примечание редакции — легковое такси из Москвы до этого места в летнее время стоит 5000 рублей в один конец, а зимой я думаю и вообще не поедет).
Новости 94: Александр, что можете посоветовать нашим читателям, как уберечься?
Александр Петербургский:
Как человек: Никогда не попадать в ситуации когда Вам понадобится экстренная помощь!
Как спасатель: Большинство чрезвычайных ситуаций происходит или по халатности или по безалаберности, и в том и в другом случае это следствие отсутствия минимальных познаний, пренебрежение инструкциями и рекомендациями. Не ленитесь, перед любым делом пусть даже самом рутинным, ознакомится с инструкциями и предостережениями. Даже купив новый утюг или кофемолку следует прочитать инструкцию. Очень важно соблюдать например такой пункт инструкции, если он есть, как — не давайте детям, ведь Вы еще сможете справится с ситуацией “например уронив горячий утюг на ногу” а ребенок испугается, растеряется и т.д. А что уж говорить о более сложной технике: снегоходах, квадроциклах даже мопедах — это табу. Прежде чем отпустить ребенка кататься на велосипеде, самокате, роликах и т.д. стоит обязательно поговорить с ним о возможных!!! опасностях.
Прочтите сами дайте прочесть близким или хотя бы расскажите об “Общих правилах поведения при чрезвычайных ситуациях”
А если все таки попали в чрезвычайную ситуацию, а правил еще не прочли, поленились, то ни в коем случае не поддаваться панике, если есть возможность сообщить о случившемся спасателям (112) говорите коротко и понятно, выполните указания оператора, он точно холоднокровен и компетентен больше Вас, продумайте порядок действий по спасению себя и оказанию помощи окружающим, призывайте окружающих не паниковать.
Новости 94: Александр! Благодарим Вас за интересный и очень полезный разговор, надеюсь читатели прислушаются к Вашим советам и непременно последуют рекомендация, а что касается меня, то я сделаю это прямо сегодня.

октябрь 2017. Евгений Агеев для Новости 94