Pannonia одиночная и с коляской Duna

С 1954 года венгерский мотоцикл с боковым прицепом или без, и двухтактным двигателем воздушного охлаждения объемом 250 см.куб

Между 1954 и 1975 годами в Будапеште со стапелей промышленного гиганта сошло более одного миллиона мотоциклов.

Как мы видим на примере одного из выживших до наших дней венгерском раритете – он не только выглядит стильно, он просто красавец! Даже по современным меркам, или…

Помимо красоты, мотоцикл не подкачал и с технической точки зрения: электронное зажигание для 18 сильного двигателя (также были 14 и 16 сильные моторы) идеально подходит мотоциклам сталкивающимся с отрицательными температурами, телескопическая передняя вилка в паре с «П» образной задней подвеской обеспечивают приличную мягкость езды и неплохую проходимость.

Великолепный образ мотоциклу добавляет коляска Duna в стиле космической эры. Ракетно-реактивный истребитель с алюминиевым корпусом и стальным каркасом, отсылает  дизайнерскую мысль к развивающейся космической отрасли, ведь основными потребителями мотоциклов были страны социалистического лагеря Восточной Европы.

Однако помимо стран Варшавского договора компания поставляла мотоциклы на рынок потенциального противника — Североамериканских штатов и Канады под маркой «White» и надо сказать не без успеха. Встречаются мотоциклы этой марки в Мексике и странах Латинской Америке. Сейчас на рынке постоянно появляются вновь «раскопанные» в старых гаражах и хранилищах экземпляры, для восстановления которых многие продают запасные части на различных сайтах продаж.

Не обошли своим вниманием инженеры и спортивные модели, составившие конкуренцию Jawa и CZ на многих европейских соревнованиях за счет высокой технологичности и надежности.

Pannonia-T-1
Pannonia-T-1

Наибольшая часть стиля была вдохновлена итальянскими байками, но немецкие инженерные решения и технологии также очевидны. Тем не менее, дизайнеры Pannonia добавили свой собственный талант к этим мотоциклам, которые становятся все более обычным явлением, поскольку реставраторы во всем мире заново открывают и вновь выводят к любителям уже порядком забытую марку хороших мотоциклов.

Для десятков тысяч жителей Восточной Европы и Советского Союза новые венгерские мотоциклы олицетворяли качественный, практичный повседневный транспорт. Сегодня Паннония и Дуна считаются диковинками советской эпохи.

Из-за небольшой мощности двигателя к мотоциклу Pannonia можно прикреплять только легкие коляски. Вес пустой коляски не мог превышать 70 кг.

В начале пятидесятых, фирма Vaci Hajogyar начала производить коляски для мотоциклов Csepel / Pannonia. Расположенные на Дунае, они назвали свои новые коляски «Дуна» (венгерское слово «Дунай»).

Это были легкие коляски со стальной рамой и кузовом, сначала из стали, а затем из алюминия. 

Своими корнями Паннония обязана венгерскому промышленному гиганту металлургии, инженерной и автомобильной фирме CSEPEL

Чепель (che´pel) — остров площадью 100 квадратных миль, 30 миль в длину, расположенный на Дунае в северной части Венгрии, к югу от Будапешта. В северной части находятся город и одноименная гавань, а также международный свободный порт. Во время производства мотоциклов город Чепель был промышленным пригородом Будапешта с металлургическим и сталелитейным заводами, нефтеперерабатывающим заводом, заводами по производству боеприпасов и заводом по производству мотоциклов. Остальная часть острова использовалась под сельское хозяйство.

Именно на этом острове крупнейший венгерский мотоциклетный завод, связанный с CSEPEL Steel and Metal Company, в 1932 году начал производство мотоциклов под маркой «CSEPEL». Бренд Csepel использовался до 1951 года, производство этих элегантных мотоциклов закончилось в 1975 году. В разное время компания производила мотоциклы и скутеры под названиями Csepel, Tunde, Panni, Danuvia, White и Pannonia.

В 1951 году завод был переименован в PANNONIA, и под этим названием они производили мотоциклы серии TL, T5 и P10 с двухтактными одноцилиндровыми двигателями с воздушным охлаждением объемом 250 куб.см и мощностью от 14 до 18 л.с. В 1970 году они представили P20, также с 250-кубовым двухтактным двигателем с воздушным охлаждением, но это была новая двухцилиндровая модель мощностью 23 л.с. Эти мотоциклы практически не изменились по сравнению с их базовой конструкцией пятидесятых годов.

Pannonia стал самым успешным венгерским мотоциклом, но, к сожалению, последним. Первая модель была представлена ​​в 1954 году на замену устаревшей модели Csepel 250s. Последней выпущенной моделью была P20. За 21 год производства Pannonia стал очень популярным мотоциклом в Венгрии, соседних странах и на Североамериканском континенте. 

Август 2020. Евгений Агеев для Новости 94