ESA наступает на пятки NASA

Airbus Defence and Space – европейская компания, которая является подрядчиком Европейского космического агентства, представила свой вариант многоразовой ракеты. Компания утверждает, что ее вариант будет значительно выгоднее, как в экономическом, так и в техническом плане. Компания также провела ряд сравнений процесса посадки первой ступени, с тем, что делает американская SpaceX.

Разработка длилась 5 лет и все ее основные детали держались в строгом секрете. Стоимость самой разработки оценивается в $16,5 миллионов. Во время проектирования, компании оказывала помощь дочерняя компания Airbus Military, которая занимается разработкой беспилотников. “Это наш способ показать, что не только Америка может иметь космические передовые технологии”, – сказал Бенуа Айзек, организатор проекта Adeline. “Мы можем также изобретать новшества здесь в Европе, и мы хотим, чтобы наши остальные 140 000 сотрудников компании Airbus знали об этом”.

Разработка, которая получила название Airbus’s Adeline, отличается коренным образом от того, что делает SpaceX. Возврат первой ступени планируется осуществлять совершенно иначе. Первая ступень будет состоять из двух отсеков – хозяйственного, как его назвали представители компании и отсека, в котором будет находиться ракетное топливо, необходимое для вывода ракеты на орбиту.

Собственно говоря Adeline – это название хозяйственного отсека. Почему он так назван? В нем будут располагаться наиболее ценные компоненты первой ступени – двигатели, система управления и аппаратура двигательной установки. По экономической ценности он будет составлять 80% от общей стоимости первой ступени. Во время запуска он будет закреплен к первой ступени, а после вывода на орбиту полезной нагрузки, он будет отделяться от нее. Второй отсек будет сгорать в плотных слоях атмосферы, а Adeline будет интересным образом возвращаться на Землю.

После своего отделения, Adeline будет входить в атмосферу не двигателями вперед, как это делает SpaceX, а противоположной стороной. Благодаря такому подходу удастся резко уменьшить воздействие верхних слоев атмосферы на двигатели при возврате на Землю. После прохода атмосферы Adeline будет включать два вращательных двигателя, расположенных на его концевых крыльях. Они будут ориентировать Adeline горизонтально по отношению к посадочной полосе. Далее, с помощью этих же двигателей, Adeline осуществит посадку, для чего в нем будет предусмотрено небольшие выдвижные шасси.

Его планируется устанавливать на новой европейской ракете Ariane-6, разработка которой финансируется правительствами стран, входящих в европейское космическое агентство. Первые ее запуски намечены на 2020 и, как предполагается, они будут происходить без Adeline. Первый старт многоразовой ракеты планируется на 2025 год.

Преимущества данной разработки по сравнению со SpaceX очевидны. Для возвращения Airbus’s Adeline нужно значительно меньше топлива. При запуске спутников к геостационарной орбите, для возврата понадобится всего лишь 2 тонны топлива, тогда как SpaceX заявила о 35 тоннах.

Как заявили представители компании, такая многоразовая технология позволит уменьшить стоимость запуска на 20-30% по сравнению с Ariane-5.

июнь 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94