Тестирование системы подачи жидкого кислорода в SLS прошло успешно

Инженеры НАСА успешно закончили тестирование системы «антигейзер», которая необходима во время заправки топливного бака жидким кислородом. Данный вид топлива будет использоваться на новой ракете Space Launch System при полете на Марс.

Больше 120 часов проводились разнообразные тесты системы подачи жидкого кислорода на полномасштабной 40-футовой точной копии бака SLS, который будет размещен в основной ступени ракеты. Испытания проходили на одном из испытательных стендов в Центре имени Маршалла, Хантсвилл, Алабама. Основная ступень, высотой приблизительно 61 м и диаметром 8,5 м, будет содержать криогенный жидкий водород и кислород, которые будут использоваться в качестве топлива для двигателей RS-25.

«Эффект «гейзера» появляется, когда жидкий кислород подается в топливный бак, в результате чего жидкость нагревается и формирует большие кислородные пузырьки газа, которые начинают быстро испаряться», – сказал Чад Брайант, менеджер по двигателям НАСА.

«Это быстрое испарение может за мгновение привести к увеличению давления, что приведет к разрушению всей системы. Один из самых больших рисков, связанный с системой подачи топлива в таком масштабе – возможность появления гейзера, именно поэтому, этот вид тестирования настолько важен», – добавил он. «Это вселяет нам веру, что система, которую мы имеем на месте заправки топливом, кондиционирования и осушения, успешно подавит гейзеры во время эксплуатации летательного аппарата».

Эта операция предусматривает использование гелия. Система заполняется и приводится в надлежащее температурное состояние, после чего происходит нагнетание жидкого кислорода в топливный бак, при этом излишнее давление, появляющееся ввиду нагревания, сбрасывается через клапан вверху бака. Поскольку температура жидкого кислорода в баке постоянно повышается, в линию подачи вводится гелий, который позволяет поддерживать определенную температуру жидкого кислорода. Это процедура – ключ к поддержанию однородной температуры и устранения нагревания во время подачи топлива. «Мы использовали достаточно жидкого кислорода и гелия на испытательном стенде, чтобы успешно заполнить кислородный бак SLS восемь раз – это очень полное тестирование», – сказал Брайант.

Данные от серии испытаний будут использоваться при демонстрации процедуры заправки жидким кислородом основной ступени SLS в Центре имени Стенниса и при первом полете ракеты с космодрома Канаверал, что во Флориде.

март 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)