Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943) композитор, пианист и дирижёр

Доклад по Мызыке Кузнецовой Наталии 6Д Школа 1948 Лингвист-М

Родился 1 апреля 1873г. в усадьбе Семёнове Новгородской губернии в дворянской семье. В 1882г. Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же году Сергей поступил в консерваторию.

С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников и получил стипендию имени Н. Г. Рубинштейна. На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами.

Наиболее значительное из ранних произведений — одноактная опера «Алеко» на сюжет А. С. Пушкина. Она была закончена в очень короткий срок — чуть больше двух недель. Экзамен состоялся 7 мая 1892г.; комиссия поставила Рахманинову высшую оценку, ему была присуждена Большая золотая медаль. Премьера «Алеко» в Большом театре состоялась 27 апреля 1893г. и имела огромный успех.

Весной 1899г. Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром; в 1904г. композитору была присуждена за него Глинкинская премия.

В 1902г. создана кантата «Весна» на стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум». За неё композитор также получил Глинкинскую премию в 1906г.

Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904г. в Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. В тот же год композитор завершил свои оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». После двух сезонов Рахманинов ушёл из театра и поселился сначала в Италии, а затем в Дрездене.

Здесь была написана симфоническая поэма «Остров мёртвых». В марте 1908г. Сергей Васильевич вошёл в состав Московской дирекции Русского музыкального общества, а осенью 1909г, вместе с А. Н. Скрябиным и Н. К. Метнером, — в Совет Российского музыкального издательства.

В это же время он создал хоровые циклы «Литургия святого Иоанна Златоуста» и «Всенощная».

Осенью 1915г. появился «Вокализ», посвящённый певице А. В. Неждановой. Всего Рахманинов написал около 80 романсов.

В 1917г. положение в стране обострилось, и композитор, воспользовавшись приглашением на гастроли в Стокгольм, выехал 15 декабря за границу. Он не предполагал, что покидает Россию навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.

В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.

28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.

Рахманинов был женат на Наталье Сатиной – родственнице отца. В 1903 году в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, в 1907 году – Татьяна.

Черты стиля.

Творческий облик Рахманинова многогранен. Его музыка несет в себе, богатое жизненное содержание. Она впечатляет мужественной силой, нередко — выражением безграничного ликования и счастья. Встречаются в ней и образы глубокого душевного покоя, озарение светлым и ласковым чувством, полные нежного и кристального лиризма. И вместе с тем ряд произведений Рахманинова насыщен острым драматизмом; здесь слышится глухая мучительная тоска, чувствуется неотвратимость трагических и грозных событий.

Особенности рахманиновского творчества коренятся в сложности и напряженности русской общественной жизни, в огромных, потрясениях, которые пережила страна за последние двадцать лет перед Октябрьским переворотом. Определяющими для мироощущения композитора стали: с одной стороны — страстная жажда духовного обновления, упование на грядущие перемены, радостное предчувствие их (что было связано, в первую очередь, с могучим подъемом всех демократических сил общества в канун и в годы первой русской революции), а с другой стороны — предчувствие приближающейся грозной стихии, стихии пролетарской революции, по своей сущности и историческому смыслу непонятной для большинства русской интеллигенции того времени.

Искусство Рахманинова-исполнителя, гениального пианиста и дирижера, также связано с высокими национальными традициями. Рахмановское исполнение — это подлинное творчество. Стремясь глубоко проникнуть в авторский замысел, Рахманинов открывал при этом в известных всем произведениях новые черты, находил новые, не замеченные другими музыкантами, краски. Он неизбежно вносил нечто свое, рахманиновское, в музыку других авторов. Если иногда его интерпретация не во всем соответствовала установившемуся представлению о стиле того или иного композитора, она все же всегда была внутренне оправдана.

В игре Рахманинова все предельно просто, естественно и выпукло. Мелодичность, мощь и полнота пения — вот первые впечатления от его пианизма. Надо всем царит мелодия, подчиняя, но отнюдь не затушевывая прочие элементы музыкальной ткани. Стальной и вместе с тем гибкий ритм, полная живого дыхания динамика сообщают игре Рахманинова неисчерпаемое богатство оттенков — от почти оркестровой мощи до нежнейшего, воздушного piano — и выразительность живой человеческой речи. Слушатель от начала до конца остается захваченным художественной, творческой стороной исполнения.

Его интерпретация других авторов дает подчас иллюзию, будто он сам сочинил исполняемое. Его исполнение всегда величественно, всегда как бы «авторское» и всегда как бы «в первый раз».

Рахманинов Сергей Васильевич 1973-1943 композитор, пианист, дирижер. Портрет кисти К.Сомова.

Доклад по Мызыке Кузнецовой Наталии 6Д Школа 1948 Лингвист-М