Разработка и производство ракетоносителей

Производитель ракетных двигателей Aerojet Rocketdyne, в консорциуме с двумя другими компаниями, интересуется получением прав запуска на ракету Atlas-5, принадлежащую United Launch Alliance (ULA), которая в настоящее время является единственной компанией обслуживающей самые значимые запуски НАСА и Министерства обороны.

В теории консорциум хочет использовать двигатель AR-1 Aerojet, который в настоящее время находится в разработке и предназначен для замены российского двигателя RD-180, на Atlas-5. Две другие компании в консорциуме – машиностроительная компания Dynetics и научно-технический подрядчик Shafer Corp. во главе с бывшим Администратором НАСА Майком Гриффином. 

В свое время ULA уже сообщала, что у компании нет “никакого намерения продавать или передавать” права на Atlas-5, и делать шаг, который создал бы нового конкурента на рынке запусков.

Aerojet Rocketdyne – основной американский производитель ракетных двигателей, в последнее время предпринимает значительные усилия для утверждения и расширения своего плацдарма на рынке космических запусков, на котором происходят значительные изменения благодаря достижениям SpaceX. Компания хочет покончить с монополией ULA и обеспечить выполнение директивы конгресса по прекращению использования RD-180. Конгресс ассигновал $220 миллионов в этом году, чтобы разработать американский двигатель, который должен заменит RD-180 приблизительно в 2019.

Предложенный вариант Aerojet Rocketdyne – двигатель AR-1, который предназначен для замены керосинового двигателя RD-180 на Atlas-5. Но ULA решил пойти другим путем и разрабатывает новую ракету Vulcan, первая ступень которой будет использовать двигатель BE-4 компании Blue Origin.

Aerojet Rocketdyne производит маршевый двигатель RS-68 для ракеты Delta-4, но ULA намеревается постепенно вывести из эксплуатации это транспортное средство в ближайшие годы, потому что его запуск стоит слишком дорого. Aerojet Rocketdyne также производит двигатели RL10 для последней ступени Atlas-5, Delta-4, а также будет производить их для начальных версий Vulcan.

Двигатель AR-1 Aerojet Rocketdyne.

В письме американскому Министру обороны Эштону Картеру консорциум сообщил, что очень заинтересован в приобретении прав запуска и интеллектуальной собственности, связанной с ракетой Atlas-5. Чиновники Министерства обороны пока не ответили на этот запрос.

В письме говориться, что консорциум готов предоставить самую низкую стоимость и самую высокую надежность двигателя AR-1 для того, чтобы покончить с зависимостью от RD-180. Поскольку AR-1 должен обеспечивать запуск Atlas-5, консорциум будет полагаться на существующие проекты и инфраструктуру. Также было обращено внимание, что сертификация ракеты Atlas-5 с двигателем AR-1 может быть выполнена более быстро, чем Vulcan.

Но это предложение, однозначно обречено на неудачу, потому что ULA образовано двумя монстрами – Boeing и Lockheed Martin.

“United Launch Alliance сохранит права на производство и запуск Atlas-5, и у нас нет никакого намерения продавать или передавать их кому-либо”, – сказала Криста Белл, представительница ULA. “Система запуска Vulcan, как ожидается, начнет работать с 2019, а окончательная сертификация НАСА и Министерства обороны намечена на 2022-2023. Мы продолжим запускать Atlas-5 и в следующем десятилетии, поскольку всегда стремимся предоставить своим клиентами самые надежные услуги запуска и будем постепенно переходить к новой ракете”. Также представитель ULA сказала, что керосиновый AR-1 – резервная возможность, если будут какие-либо задержки от Blue Origin с двигателем BE-4.

май 2015. Евгений Агеев для Новости 94

 

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)