Часть 3.1. Анализ образа, передаваемого с помощью стихотворений современных авторов. “Отражение аллегорического образа Сунь Укуна в китайской поэзии XXI века (на примере стихотворений китайских современных поэтов: Ляо Вэйцзюна и Лю Вайтуна)”

“Национальный исследовательский университет”, “Высшая школа экономики”, Лицей

Дипломная работа.

Выполнил: Кузнецов Василий Дмитриевич, Научный консультант: Стеженская Лидия Владимировна


3.1 Анализ образа, передаваемого с помощью стихотворений современных авторов

Для того, чтобы сделать грамотный вывод о том, как же видят китайцы легендарного персонажа романа в наши дни, мной были рассмотрены стихотворения, текст и подстрочник которых представлен выше. В этом пункте плана, я подробно охарактеризую каждое из стихотворений, что поможет мне дать наиболее объективный ответ на поставленный в работе ключевой вопрос.

1 . Первое Стихотворение, которое я выбрал для анализа было написано автором Лю Вайтуном зимой 2015-2016 года. К сожалению, это единственное из анализируемых стихотворений, которое было издано, так как остальные произведения так и не вышли в массы.

Основной вопрос, который будет интересовать меня в процессе анализа стихотворения- вопрос наличия и участия образа Сунь Укуна в стихах (разумеется, стихотворения подобраны так, чтобы образ обезьяны был основой сюжета каждого творения). Как видно уже в самом названии, стихотворение неразрывно связано с образом главного героя Великого китайского романа, так как оно называется именем (Название стихотворения Сунь Укун).

Царь обезьян. Приложения, Сравнения, Источники. Отражение аллегорического образа Сунь Укуна в китайской поэзии XXI века (на примере стихотворений китайских современных поэтов: Ляо Вэйцзюна и Лю Вайтуна)”
Царь обезьян. Приложения, Сравнения, Источники. Отражение аллегорического образа Сунь Укуна в китайской поэзии XXI века (на примере стихотворений китайских современных поэтов: Ляо Вэйцзюна и Лю Вайтуна)”

Уже с первых строк можно многое сказать о понимании и видении автором героя. В третьей строке стихотворения автор позволяет себе назвать обезьяну глупой. Важно отметить, что данный эпитет был употреблен после, описания пустующих монастырей и храмов. Более того, даже ночь в стихотворении особенная (ночь медитации Дзен). Далее описывается, что Сунь Укун от чего-то бежал в страхе, с криками о помощи*. Образ Сунь Укуна назван неуклюжим*.

В стихотворении дано описание внешности Сунь Укуна в представлении автора (волшебная шляпа, золотая мантия, тигровая кожа)*. Потом, также встречается описание деталей внешности и предметов, которые являются необходимой частью для представления героя.

После описания, автор начинает более отчетливо показывать себя, как человека, играющего роль самого героя. Он сравнивает Сунь Укуна с тусклым пламенем, приходящим во мраке*. Таким образом, автор переносит к тому, что было сказано выше, в пункте описания событий произведения, в которых обезьяна приходила на помощь к своим спутникам. Автор просит Сунь Укуна о спасении, также упоминая о горящих глазах персонажа.

В дальнейшем автор переходит к краткому описанию магических способностей героя, а именно- говорит о способности летать, преодолевая огромные расстояния за секунду*.

В конце стихотворения Лю Вайтун описывает гнев Сунь Укуна, уделяя внимание его посоху и силе предмета (который, как описано в стихотворении способен делить Землю на части)*. После этого, автор завершает стихотворение, говоря, что даже будучи взрослым он мечтает быть Сунь Укуном.

Микровывод по стихотворению: В моей работе из стихотворения я должен выделить качества, которыми, по мнению автора, обладает магическая обезьяна.

На основе проанализированных строк можно сказать, что автор считает, что Сунь Укун был глуп (более того, автор прямым текстом пишет об этом качестве).

На основе утверждения Лю Вайтуна, что глаза персонажа «горели», можно сделать вывод о том, что автор согласен, что Сунь Укун был смел.

Исходя из фразы о том, что Сунь Укун стремится помочь каждому нуждающемуся, как тусклое пламя во тьме, можно сделать вывод, что Лю Вайтун видит героя честным, готовым прийти на помощь.

Хотя данный абзац не описывает качества характера героя, он очень важен, так как в последующих стихах, которые будут мной проанализированы, описана данная тема. Важно сказать, что автор достаточно подробно описывает волшебство, на которое был способен Сунь Укун. Это и сила посоха героя, и возможность летать на огромное расстояние, и города подверженные гневу Сунь Укуна.

Несмотря на то, что автор перечислил и описал достаточно точно качества Сунь Укуна, необходимо проанализировать несколько стихотворений, для того, чтобы получить более объективную картину о характере персонажа.

  1. Второе стихотворение, которое было взято для анализа- произведение Ляо Вэйцзюна, написанное в мае 2016 года. Данное стихотворение не было опубликовано поэтом. Однако, в нем, как и в предыдущем, отлично описан образ волшебной обезьяны- Сунь Укуна.

Название сразу дает нам понять, что об интересующем нас герое и пойдет речь в стихотворении. Оно называется «Повседневная жизнь Сунь Укуна», то есть интерпретируя на русский- “будни героя”.

С первых строк автор говорит о магических способностях Сунь Укуна, а именно- о превращениях. Говоря про поверхности, автор хочет показать, что обезьяна способна менять свои образы очень неожиданно для всех*.

Последующие строки играют очень важную роль, так как автор прямым текстом дает описание Сунь Укуна, говоря при этом о его неразумности, в какой- то степени даже глупости, однако описывая такие качества, как упрямство и  сообразительность*. Странно, но помимо этих, уже встречавшихся в предыдущем стихотворении качеств, автор дает еще одно- забывчивость. При этом ,в произведении “Путешествие на Запад”, забывчивость героя не выражалась.

Далее автор говорит о том, что Cунь Укуну  хотелось на Запад и героя влекло туда с огромной силой. Встречается двоякая фраза о принятии его участия в изменении вселенной. Сложность фразы в том, что ее можно понять по-разному. Первый вариант- герой  обладал сильными магическими сверхспособностями, из чего следует, что он мог изменить вселенную. Второй- Сунь Укун совершил героизм во время Путешествия за учением Будды, этим изменив вселенную*.

Далее автор повествует, как бы он хотел прислуживать Сунь Укуну, играя роль его волшебного облака, которое бы смогло носить его по Земному шару. Автор говорит, что именно эта способность (две трактовки: быстрое перемещение или возможность призыва волшебного облака) и есть сила Царя обезьян.

Автор говорит, что когда Сунь Укун спал, он кричал во сне: “Отец” (ирония в том, что герой появился от удара молнии о камень и отца у него не было). Автор хочет ночью охранять персонажа до самого утра.

Стихотворение заканчивается тем, что несмотря на грусть в сердце, Сунь Укун все еще способен перевоплощаться в разные формы- менять обличия*.

Микровывод по стихотворению:

На основе проанализированных строк можно сказать, что автор очень двояко относится к Сунь Укуну, выделяя при этом несколько совершенно разных качеств. Во-первых автор говорит о неразумности Сунь Укуна, хотя несколько позже, называет обезьяну сообразительной.  Также автор выделяет такое качество, как упрямство в герое.

Новым для меня было читать о том, что по мнению автора, герой забывчив, так как до этого у меня не было представления о том, что Царь обезьян обладает данным качеством.

Помимо этого, в Сунь Укуне можно выделить такое качество, как любопытство, в эпизоде описания влечения обезьяны на Запад.

Это все черты характера Царя обезьян, которые мне удалось найти на основе анализа данного стихотворения.

При этом, хотелось бы снова выделить роль волшебства в произведении. С начала и до самого конца стихотворения автор описывает, насколько огромными магическими способностями обладал Сунь Укун. Это и призывы облаков, и возможность участвовать в изменении вселенной, и перевоплощаться в другие обличия. Очень важно, что уже в двух стихотворениях мы встречаем настолько сильное описание волшебных способностей героя, так как это можно с уверенностью назвать частью образа персонажа.

  1. Последнее из анализируемых мной стихотворений, для выявления характера Сунь Укуна- также стихотворение автора Ляо Вэйцзюна, написанное в 2007 году. Название стихотворения говорящее и звучит так: «Баллада о короле обезьян», хотя на самом деле название стоит трактовать на русском как “Баллада о Царе обезьян”.

В этом стихотворении, как и в двух предыдущих название говорит само за себя. Здесь сразу говорится о главной роли Сунь Укуна в произведении.

Стихотворение начинается с описания полета персонажа на своем волшебном облаке*. Герой прилетает в прекрасную долину. Хотя путь его был далек, сейчас он может насладиться волшебными запахами меда*.

Дальше идет повествование об историях, рассказываемых детьми и молодыми девушками о Царе обезьян.

Автор говорит, что один из детей решил научить Сунь Укуна управлять облаками, но тот не может довериться мальчику, так как не знает, не скрывается ли под маской невинного младенца сын дьявола (red child- злой враг Сунь Укуна. Сын дьявола, который был способен перевоплощаться в ребенка, чтобы напасть на жертву неожиданно).

В стихотворении описывается усталость Сунь Укуна, который, как написано, проиграл бой с 23 тысячами монстров*.

Сунь Укун в современной поэзии. “Отражение аллегорического образа Сунь Укуна в китайской поэзии XXI века (на примере стихотворений китайских современных поэтов: Ляо Вэйцзюна и Лю Вайтуна)”. В современном театральном искустве Китая.
Сунь Укун в современной поэзии. “Отражение аллегорического образа Сунь Укуна в китайской поэзии XXI века (на примере стихотворений китайских современных поэтов: Ляо Вэйцзюна и Лю Вайтуна)”. В современном театральном искустве Китая.

Подходя к заключению стихотворения, автор начинает говорить о катастрофе, произошедшей с героем и с его спутниками, как огромное количество ледяных привидений обвивают друзей Царя обезьян*.

Стихотворение заканчивается трагически, повествуя о том, что ночь не закончится никогда, и что Сунь Укун, все так же на краю света со сломанными (в данном контексте имеется в виду, что он не может их использовать) облаками*.

Образ Сунь Укуна в данном стихотворении лежит не на поверхности, так как оно имеет повествовательный тип изложения, то есть в нем нет конкретных описаний черт характера. Однако, если присмотреться, то можно увидеть несколько черт, которые автор хотел нам показать.

  1. Бдительность героя показана в эпизоде, где он догадался, что ребенок может оказаться сыном дьявола*.
  2. Сунь Укуну было очень сложно долететь до долины, в которой происходят события стихотворения, ведь он писал, что испытывал трудности*, а также летел через высокие горы и т.д. Из это следует целеустремленность героя.
  3. Сунь Укун, как описано в данном стихотворении, вышел на бой с 23 тысячами монстров, что показывает его смелость, даже несмотря на то, что бой- то он проиграл.
  4. В конце стихотворения говорится о мудрости персонажа. Несмотря на то, что он на краю света, что его друзей обвивают ледяные привидения, он понимает, что не может сделать ничего, и не лезет легкомысленно в бой, пытаясь что-либо изменить. (У этого сюжета есть другая трактовка, информирующая нас о том, что в конце Сунь Укун не захотел помогать друзьям, устал и просто лег спать). Однако, ее опровергает тот факт, что в течение всего произведения «Путешествие на Запад» Сунь Укун множество раз приходил друзьям на помощь. Во многих стихах описана смелость Сунь Укуна, из чего мы делаем основательный вывод, что данное событие описывает мудрость, а не предательство.

Микровывод на основе анализа стихотворения:

Как мы видим, в данном стихотворении образ Сунь Укуна раскрыт достаточно точно. Четко видно, что обезьяна описана более глубоко именно в этом, не самом объемном из анализируемых стихотворений. В данном произведении, точка зрения автора такова, что Сунь Укун, безусловно, является находчивым героем. Несмотря на некоторые противоречия в понимании, мы можем говорить о мудрости героя. Смелость обезьяны остается, без сомнения, обязательной чертой характера Сунь Укуна. Последнее качество, которое выделил автор- целеустремленность, граничащая с упрямством, которая тоже нашла отражение в стихотворении.

  • * 廖偉棠 孫悟空 2016 г.(Лю Вайтун Сунь Укун- Liu Waitong Sunwukong) https://pangolinhouse.com/lwt-winter-2015-16-sun-wukong/ (дата обращения: 08.05.2018) строка 5
  • *Там же. строка 6
  • *Там же. строка 9
  • *Там же. строка 10
  • *Там же. строка 19
  • *Там же. строка 23-24
  • 廖卫军 孙悟空的日常 3.05.2016 (Ляо Вэйцзюн Повседневная жизнь Сунь Укуна- Liao Weijun Sunwukong de richang) строка 2
  • *Там же. строка 4
  • *Там же. строка 6
  • *Там же. строка 18-21
  • 廖卫军 孙悟空歌谣 11.05.2007(Ляо Вэйцзюн Баллада о Короле обезьян- Liao Weijun Sunwukong geyao)  строка 1-2
  • *Там же. строка 4
  • *Там же. строка 10
  • *Там же. строка 14
  • *Там же. строка 15-16
  • *Там же. строка 8
  • *Там же. строка 2

“Национальный исследовательский университет”, “Высшая школа экономики”, Лицей

Дипломная работа. Выполнил: Кузнецов Василий Дмитриевич, Научный консультант: Стеженская Лидия Владимировна

2 thoughts on “Часть 3.1. Анализ образа, передаваемого с помощью стихотворений современных авторов. “Отражение аллегорического образа Сунь Укуна в китайской поэзии XXI века (на примере стихотворений китайских современных поэтов: Ляо Вэйцзюна и Лю Вайтуна)”

  • 06.12.2018 в 8:01 дп
    Permalink

    Основательный труд! Воинственная обезьянка

  • 05.12.2018 в 8:47 дп
    Permalink

    Получается, что это самый древний в мире сказочный персонаж. И по видимому образ современной обезьяны вышлифововался все время существования, таким образом это еще и самый продуманный персонаж

Обсуждение закрыто.