Даосизм. Опыт историко-регионоведческого описания Часть 2

Реферат по главам книги Е.А. Торчинова Глава 1 Части 1 и 2

Тема части:

Даосизм, как национальная религия Китая.

Объект части:

Даосизм

Проблема части:

Проблема того, какая религия называется национальной и можно ли благодаря критериям этой «национальности» назвать даосизм таковой.

Идея части:

Даосизм можно назвать национальной китайской религией, но для этого необходимо понимать те критерии, которым соответствует даосизм для того, чтобы быть названным национальной религией, а также те нюансы, которые необходимо учитывать, говоря о даосизме в таком ключе.

Даосизм. Опыт историко-регионоведческого описания. Статуя Лао Цзы
Даосизм. Опыт историко-регионоведческого описания. Статуя Лао Цзы

Мнения ученых по ключевому вопросу части:

Мнение Сюй Дишаня

Данный китайский ученый еще во второй четверти XX века высказывал мнение о даосизме, как о национальной китайской религии. Сравнивая даосизм и конфуцианство, Сюй Дишань говорил о гораздо большей популярности даосизма.

Мнение Кимура Эйити

Развивая мысль предыдущего ученого Кимура Эйити, а также многие другие японские даологи высказывают ту же позицию, опираясь на разработанную концепцию даосизма, как цельного взгляда на мир (подробней об этом в части 1).

Кимура Эйити также утверждал, что даосизм свойственен большей части общества Китая- крестьянам, ремесленникам и др.

Кубо Норитада

Уточняя и внося конкретику в то, как важно изучать эстетический аспект даосизма (важность этого аспекта была выделена в Белладжио в 1968 г.), Кубо Норитада характеризует национальную религию, неразрывно связанной с районом распространения. В то же время, он также выделяет мировые религии, говоря о том, что такие вероисповедания не имеют привязки к конкретному месту. С Кубо Наритадой соглашается Сивин, говоря об универсальности даосизма в вопросе возможности «ассимилировать» идеи других вероучений.

Кубо рассмотрел даосизм с точки зрения его исторического распространения (в частности, во Вьетнам, Корею, Японию, Камбоджу) и пришел к выводу, что, распространяясь, даосизм менялся и ассимилировал.

Сивин и позиция «католичности»

Универсальность даосизма можно назвать католичностью (от перевода слова католический-вселенский). По параметру католичности национальные религии можно разделить на два типа:

  1. религии, тесно связанные с национальностью верующих на уровне доктрины (например иудаизм)
  2. религии, которые не имеют связи с национальностью верующих (например, манихейство).

Итак, можно выдвинуть умозаключение, что раз даосизм никогда не отличался китаецентричностью, носил полиэтнический характер генезиса, то он больше относится ко второму типу религий.

Противники мнения о даосизме, как о национальной религии

Основываясь на анкетировании, проведённом во время Второй мировой войны, японские учёные выдвинули мнение, что, так как даосизм не является религией большинства, он не может называться национальной религией.

Однако, это мнение было опровергнуто, так как в нём происходит подмена понятий национальной и наиболее распространённой религии. Более того, данное анкетирование было признано не показательным.

Противникам мнения о даосизме, как о национальной китайской религии были предложены два вопроса. Первый вопрос заключается в том, что большинство правителей Китая, так или иначе, сопутствовали развитию даосизма. Второй вопрос основан на высказывание Чингиз-хана о том, что китайцы подчиняться тем, кто уважает даосизм.

М. Стрикмэн и его определение даосизма

Исходя из всего вышесказанного Торчинов делает вывод о правоте Стрикмэна и выдвинутого им определения даосизма. Он (Стрикмен) утверждал, что «даосизм—это потенциально ясный̆, недвусмысленный̆ технический̆ термин, обозначающий̆ исконную высшую религию Китая, и его не следует затемнять, используя для обозначения всего китайского, что по нашим собственным понятиям не соответствует буддизму или (еще хуже) конфуцианству»

Ответ на ключевой вопрос части:

Таким образом, Торчинов приходит к выводу о том, что даосизм можно назвать китайской национальной религией, но необходимо учесть несколько нюансов.

Особенности даосизма в качестве национальной религии

  1. Говоря о даосизме, как национальной религии важно осознавать, что термин «национальная» относится к слову этнос, а не к слову нация, то есть даосизм нужно понимать, как культурный элемент, созданный ханьским народом.
  2. Изначально многие составляющие даосизма восходило к некитайским народов, но со временем территории этих народов были объединены и даосизм был ассимилирован Китаем за большой промежуток времени до окончания формирования китайского этноса.

август 2020. Кузнецов Василий Дмитриевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»»  факультет Международной Экономики и Международной Политики по направлению подготовки Востоковедение образовательная программа «Экономика и статистика»

One thought on “Даосизм. Опыт историко-регионоведческого описания Часть 2

  • 14.09.2020 в 8:06 пп
    Permalink

    На уровне бытия индивида были выявлены две четко различающиеся области деятельности: служба и досуг. В процессе выполнения служебных обязанностей индивид был обязан придерживаться регламента, большей частью выработанного и поддерживаемого также конфуцианской традицией. В период «праздного времяпрепровождения» было возможно поддерживать иные стандарты поведения, связанные с даосской и китайско-буддийской традициями, хотя также было возможно поддерживать модели поведения, поддерживаемые конфуцианством. Необходимо учесть также то обстоятельство, что поведенческие модели, поддерживающиеся конфуцианством, с определенного времени стали признаваться обязательными для мирских последователей даосизма и буддизма.

Обсуждение закрыто.