Космоплан Буран — Советский ответ Янки Шатлу

В 1975 году советские инженеры получили секретные чертежи нового американского космического летательного аппарата. Конструкция аппарата предусматривала возможность, спокойно находится в космосе, перемещение по орбитам, приземление на Землю. Аппарат мог в состоянии взять на борт порядком 30 тонн груза и спустить с орбиты около 15 тонн на Землю. Но самое главное было в другом. Аппарат был многоразовым, т.е. имелась возможность неоднократного запуска его в космос.

Чертежи к конструкторам поступили по линии военной разведки с просьбой дать заключение на предмет использования его, как военного космического корабля. Инженеры и ученые немедленно приступили к анализу чертежей. Было проведено несколько исследований относительно того, может ли этот летательный аппарат нести ядерное оружие, и может ли он беспрепятственно проникнуть через советскую систему раннего предупреждения о ракетном нападении. Выводы для военных оказались неутешительными.

Ответы на первый и второй вопросы были утвердительными. Оказалось, что американский пилотируемый корабль многоразового использования мог спокойно, из любой точки околоземного пространства, совершив предварительный маневр, нанести ядерный удар по территории Советского Союза. Более того, он мог беспрепятственно проходить через систему раннего оповещения о ракетном нападении, что позволяло Соединенным Штатам нанести первыми внезапный ядерный удар. Выводы ученных подтолкнули к созданию «ответа» – многоразовой космической системы (МКС) под названием «Буран».

После заявления в 1972 тогдашнего Президента Америки о начале программы «Space Shuttle», советским конструкторам в 1973 было предложено рассмотреть возможность создания аналогичного многоразового комплекса. Однако, ввиду того, что в среде конструкторов были как сторонники, так и противники таких разработок, дальнейших предложений так и не последовало. Никто не хотел брать на себя ответственность и идти к высшему партийному руководству или к военным (именно две эти структуры тогда курировали вопросы по разработке и созданию новой космической технике) и доказывать целесообразность использования таких систем.

Космоплан Буран - Советский ответ Янки Шатлу. Буран на хребте АН-225 Мрия
Космоплан Буран — Советский ответ Янки Шатлу. Буран на хребте АН-225 Мрия

Только после длительных бюрократических мытарств, материалы о проведенных исследованиях попали на стол тогдашнему секретарю ЦК КПСС – Д.Ф. Устинову. Увидев материалы исследований с многочисленными «согласовано» и «утверждаю», Устинов позвонил Генеральному конструктору НПО «Энергия» В.П. Глушко и попросил его рассказать об этом, но тот встречи решил избежать и направил вместо себя Валерия Павловича Бурдакова.

Устинов задавал на этой встречи много вопросов, но, в основном, его интересовало военное применение МКС и способность таких систем нести термоядерное оружие, размещаться на околоземной орбите и наносить внезапные удары из любой точки космического околоземного пространства. Результатом такой беседы, а также принимая во внимание выводы ученых относительно программы «Space Shuttle», стало утверждение высшим партийным руководством СССР в 1976 году технического задания на разработку МКС «Буран». Более того, тема многоразовой космической системы стала самой приоритетной среди всех космических программ СССР.

Для разработки и создания опытного образца было создано головное специальное НПО «Молния» под руководством Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, который уже в 60-е годы занимался вопросами создания многоразовых космических систем. Именно этому объединению предстояло решать все вопросы, относительно предстоящего полета «Бурана». Нужно было все делать практически с нуля, начиная от разработки принципиальной новой схемы запуска и заканчивая наземной инфраструктурой и подготовкой пилотов корабля.

Производство новых космопланов было налажено на машиностроительном заводе в Тушино, а первый опытный экземпляр был готов в 1984 году. Это был полноразмерный аналог «Бурана», которому предстояла пройти первоначальные испытания в атмосфере Земли. Уже в 1985 году этот полет был осуществлен. Машиной управляли летчики-испытатели И.П Волк и Р.А. Станкявичус. По программе этого полета, аналогу «Бурана», оснащенным реактивными двигателями, предстояло взлететь с обычного аэродрома, провести некоторое время в атмосфере Земли и приземлиться на тот же самый аэродром.

Однако первый испытательный полет самого «Бурана», состоявшийся 15 ноября 1988, не был пилотируемым. Он проходил полностью в автоматическом режиме, длился 205 минут и был признан абсолютно успешным.

март 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах

(перейдите пожалуйста по ссылке)

Космоплан Буран — Советский ответ Янки Шатлу: 1 комментарий

  • 05.10.2015 в 6:05 пп
    Permalink

    Советская наука а тем более космонавтика были на таком, теперь уже не досигаемом уровне, что теперь строй космодромы или не строй все одно

Комментарии запрещены.