ВЫСОЦКИЙ — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СВОБОДЫ

Что же делать – и боги спускались на землю…

Из Песни «Прощание с горами» из к/ф «Вертикаль» (1966)

 

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его отец был военнослужащим, а мать работала переводчиком-референтом. Во время войны Владимир с матерью на два года вынуждены были переехать на Урал, а затем после эвакуации снова вернулись в столицу. Но в Москве Высоцкий провел немного времени. Прожив пять лет в браке, родители развелись. Отец снова женился и переехал вместе с сыном в Германию освобожденную Героическим Советским Народом, где Высоцкий начал обучаться игре на фортепиано. Владимир продолжал общение с обоими родителями, но с отчимом у будущего музыканта отношения не складывались, поэтому, покинув Германию в 1949 году, юноша поселился в Москве с семьей отца. В столице он сблизился с компаниями, которые пели во дворах песни под гитару, и увлекся игрой на этом замечательном инструменте.

Уже в школьные годы Высоцкий начал проявлять интерес к театру. Некоторое время посещал драматический кружок, но тогда еще не знал, что актерское поприще станет самой главной частью его жизни. Окончив школу, Владимир Семенович поступил в Инженерно-Строительный институт, но затем осознал, что его предназначение – профессия актера, и решил подать документы в Школу-студию МХАТ. По окончании ее, Высоцкий сменил несколько московских театров и даже пытался попасть в театр «Современник». Расцвет его актерской карьеры пришелся на период работы в Театре на Таганке. Ему Высоцкий посвятил 16 лет: с 1964 года и до последних дней жизни. В Театре на Таганке его талант воплотился в образах Гамлета, Пугачева, Галилея, Свидригайлова.

Владимир Семенович с ранних лет писал стихи, а в 1961 году в Ленинграде, вдохновленный примером Булата Окуджавы, которого он считал своим учителем, наложил их на музыку. Так появилась первая песня Высоцкого (ее начало):

Не делили мы тебя и не ласкали,

А что любили — так это позади.

Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,

А Лёша выколол твой образ на груди…

Наследие музыканта составляет около 1000 песен. Среди них есть те, которые Высоцкий написал для кинофильмов. Владимир Семёнович получил роли в тридцати художественных фильмах, самой запоминающейся стала роль капитана Жеглова в “Место встречи изменить нельзя”. Несмотря на талант, любовь народа и активную творческую деятельность Высоцкий не получил официального признания. Его песни распространялись лишь на магнитофонных лентах, стихотворения не публиковались, а концерты были запрещены.

Супруга поэта – Марина Влади оказала ему поддержку в организации концертного турне по США, а также познакомила Владимира Семеновича с известными в Европе актерами и музыкантами.

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,

Если терем с дворцом кто-то занял!

Цитата из песни, звучавшей в спектакле «Свой остров» московского театра «Современник» (1971 год)

 

Долгие годы Высоцкий страдал зависимостью от алкоголя и выкуривал не менее пачки сигарет в день. Это послужило причиной возникновения у музыканта проблем с сердцем и почками. Усугубило ситуацию то, что врачи использовали для лечения Высоцкого наркотические вещества, которые впоследствии он стал употреблять регулярно.

25 июля 1980 года Владимир Высоцкий был найден в своей квартире мертвым.

 

Стиль и тематика песен

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович достаточно негативно относился к так называемым КСП (клубам самодеятельной песни) и «бардовскому» движению вообще.

Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности.

Количество “крылатых выражений” из песен Владимира Семеновича прижившихся в народе настолько велико, что перечислить их не хватит и целой книги:

Да, сегодня я в ударе, не иначе…

Выражение из песни «Вратарь (1971), посвящённой советскому футболисту, заслуженному мастеру спорта, пятикратному чемпиону СССР, чемпиону Европы и Олимпийских игр, одному из лучших вратарей мирового футбола Льву Ивановичу Яшину (который с Высоцким знаком не был).

Возвращаются все – кроме тех, кто нужней…

…Не пройдёт и полгода – и я появлюсь, —

Чтобы снова уйти на полгода…

Цитаты из песни «Корабли постоят – и ложатся на курс…» (1967)

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так…

«Песни о друге» из к/ф «Вертикаль» (1966)

Значит, нужные книги ты в детстве читал…

Изречение из «Баллады о борьбе», написанной для к/ф «Стрелы Робин Гуда» (1975)

Не клевещи на нашу молодёжь,

Она – надежда наша и оплот!

Призыв, прозвучавший в песне «Про любовь в каменном веке» (1969)

 

Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог в цирке»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность.

Ты бы пошёл с ним в разведку? Нет или да?…

Вопрос заданный в песне «Давно смолкли залпы орудий…» из к/ф «Карантин» (1968)

Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.

Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде и с критикой (возможно, самой первой) попсы, хотя и без использования термина).

Высоцкий сознательно играл на расстроенной гитаре. Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал:

Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил, «Я люблю, чтобы она гудела…».

 

Памятники Владимиру Высоцкому установлены в городах: Барнауле, Воронеже, Харькове, Волгодонске, Владивостоке, Мелитополе, Мариуполе, Киеве, Одессе, Москве (несколько), Калининграде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Подгорице (Черногория, на фото) Польше, Болгарии, США … всего более 20 скульптур, а количество мемориальных досок не поддается подсчету, так как они установлены почти во всех городах в которых проходили концерты Высоцкого, в большинстве также названы улицы в его честь.

 

В гости к Богу не бывает опозданий…

Из песни «Кони»(1972)

Василий Кузнецов 9 “Д” 2017 год для Новости 94